Минимальная наценка и максимальные риски
Российские регионы предложили изменить законодательство о торговле. Основная часть их предложений касается развития внутренней продовольственной помощи населению, то есть раздачи продуктов или выделения денег на их покупку. Развитие системы внутренней продовольственной помощи не только окажет поддержку отечественным сельхозтоваропроизводителям, считает Минсельхоз, но и будет способствовать импортозамещению. Другое предложение, о котором сообщил Минсельхоз, – дать региональным властям право вводить государственное регулирование торговых надбавок к ценам на отечественные социально значимые продукты питания для нуждающихся слоев населения.
Вопрос этот достаточно сложный, и нужно смотреть каждый конкретный случай. На мой взгляд, меры по выделению денег на продукты вводить еще рановато, потому что голодающих пока в стране особо не видать. Бедных – много, да, людей, у которых нет лишних денег – тоже, но все-таки нужно ориентироваться на раздачу не рыбы, а удочек. Не везде это возможно, конечно. Одна мать и четверо детей: как ни крути, но найти ей такую работу, чтобы всех накормить, а еще и воспитать — сложно, мягко говоря. Так что для каких-то социальных слоев в каких-то регионах, это, может быть, и имеет смысл, но в основном надо ориентироваться не на охват социальными программами, а на доходы работающего населения.
Что касается установления минимальной наценки на социально значимые продукты: а регионы смогут ее контролировать? Идее ценового максимума скоро уже 300 лет. Господин Робеспьер в революционном Париже ввел регулируемые цены. В результате во Франции было полно еды, а в Париже был голод. Да, наценки у нас сейчас есть совершенно фантастические. Если можно установить их, сохранив при этом саму инфраструктуру торговли, только тогда есть смысл это вводить. Нужно иметь в виду, что всегда есть риски. Любое администрирование – с одной стороны, ограничивает эгоизм предпринимателя, но, с другой стороны, ограничивает и его желание работать. Вот между этими Сциллой и Харибдой надо успеть проскочить.
Налицо большая проблема методов – с одной стороны, с огромными наценками надо бороться, с другой стороны, это нужно сделать так, чтобы не разрушить саму систему торговли. Но вот у нас в Ульяновской области в свое время тоже контролировали цены, и в конце этого прекрасного периода долг Ульяновской области перед федеральным бюджетом составил восемь годовых бюджетов региона. Сказать, что при этом регион расцвел, нельзя.
В конце концов: мы с вами установим стабильную торговую наценку, при этом сети могут договариваться с производителями и писать, что закупают по цене в два раза дороже, чем есть на самом деле. Это вопрос контроля. Итак: административные методы в тяжелых условиях применять необходимо, но делать это надо крайне осторожно.