Миллиарды для малых городов: как не превратить помощь в профанацию
Президент России Владимир Путин заявил о необходимости выделить дополнительные пять миллиардов рублей на формирование комфортной среды в малых городах. Для многих городов эти средства – очень серьезные деньги, сопоставимые с годовым бюджетом. Я точно знаю, что многие будут не на жизнь, а на смерть за них биться. Хотя вопрос в том, какие будут условия получения. Если конкурс обставят неподъемными обязательствами, то количество желающих резко уменьшится. А это вполне может быть.
Приведу пример. У нас по закону, насколько мне известно, нельзя войти в ФЦП, предполагающие строительство инфраструктурных объектов, пока не подготовлена проектно-сметная документация на объект. Стоимость ПСД может составлять 5-7 млн рублей. Для муниципалитета с бюджетом в 20-30 млн – это космическая сумма. Доходит до того, что муниципалитеты выпрашивают спонсорскую помощь у корпораций, чтобы на эти деньги подготовить ПСД. Если раздача грантов из этих пяти миллиардов рублей будет организована на подобных принципах, то весь проект превратится в профанацию.
На сумму гранта можно очень много сделать. Привести в порядок несколько улиц и центральную площадь, например. То есть сделать все: от капремонта фасадов, до высадки деревьев и оформления скверов. Особенно если не разворовать деньги.
Некоторым городам это будет как хороший стимул для того, чтобы привести благоустройство в порядок. Я летом был в Ростове Великом. Город выглядит просто ужасно. Есть Ростовский Кремль – очень красивый и ухоженный, а есть город – обычный убитый провинциальный городок. С годами неремонтировавшимся асфальтом, старыми фасадами, запущенной центральной площадью и так далее. Туда иностранные туристы автобусами ездят, они все это видят, а потом мы удивляемся отношению к России на западе.
Самый главный политический проект, который нужно реализовать для малых городов – перестать искусственно их поддерживать на плаву. Есть большое количество городов, оставшихся со времен СССР, которые в новых экономических реалиях просто нежизнеспособны. Например, Усть-Кут в Иркутской области. Город растянут на 40 километров, расходы на ЖКХ просто колоссальные. Но такое количество жителей в нем просто не нужно. Для выполнения функции транспортного узла (а это важный транспортный узел) много людей не нужно. Но государство продолжает год от года тратить огромные средства на его содержание. Есть общий процесс урбанизации, стекания людей в крупные города, бессмысленно ему сопротивляться. Но любой политик, который заявит в качестве цели переселение людей из малых городов, похоронит свою карьеру. К тому же, на это нет денег. Достаточно посмотреть, как реализуется программа переселения северян. Финансирование — 1% от потребности. Такими темпами всех заявившихся переселят через 100 лет, то есть никогда.
Экономически малые города целесообразны в двух случаях: как города-спутники для крупного мегаполиса, либо, если есть проект, обеспечивающий рабочими местами горожан. Я сам живу в одном из подмосковных городов. Это очень удобно: качество инфраструктуры сопоставимо с Москвой, есть доступ к рынку труда и городской среде столицы, при этом городская атмосфера типичная для маленького городка: спокойная и доброжелательная. Города-проекты должны иметь экономическую целесообразность. Это может быть туристический центр, или промышленный город, главное, чтобы он сам себя окупал.
Проблема в том, что в России система межбюджетных отношений построена так, что малым городам остаются налоги, от развития экономического потенциала слабо зависящие. Часть НДФЛ, да налог на имущество из крупных. Современное производство не требует много людей (а дальше, с развитием роботизации работников будет требоваться еще меньше). Когда запускается очередной инвестпроект и с гордостью говорят о создании рабочих мест, обычно речь идет о паре сотен сотрудников. Для города с населением в 20-30 тысяч человек – это слезы. И от этих слез муниципалитет получит процентов пять отчислений от НДФЛ. Если взять города с туристическим потенциалом, то основные поступления там: от НДС. Это же продажа сувениров, рестораны и так далее. Весь НДС идет в федеральный бюджет. Городскому бюджету от этого ни жарко, ни холодно. В этой ситуации сложно осуждать власти Ростова Великого за состояние города. А с каких денег им приводить его в порядок? Вот только с таких грантов раз в пять лет на выборы президента или губернатора.