Международная кооперация: как регионы России пробивают дороги в Европу и Азию
XXI век начался с торговых войн сверхдержав, а продолжится конкуренцией за торговые пути из Азии в Европу. Геоэкономическое положение России таково, что мы окажемся в выигрыше независимо от того, кто победит в этих торговых войнах: Китай, Иран или Турция.
И вполне естественно, что это геоэкономическое положение необходимо использовать. Власти отдельных регионов делают это с переменным успехом. Скажем, в Калмыкии уже много лет не могут приступить к строительству обещанного порта Лагань на Каспии.
В Дагестане, с одной стороны, прошла модернизация сухопутных пунктов пропуска через границу с Азербайджаном, но в то же время под вопросом оказалась модернизация Махачкалинского порта.
При этом, например, в Астраханской области при губернаторе Игоре Бабушкине создали и портовую ОЭЗ, и Каспийский логистический кластер. Более того, в Астрахани хотят разместить Единого оператора по обслуживанию коридора «Север — Юг».
Глава Чечни Рамзан Кадыров опять активизировал обсуждение проекта строительства новой дороги Итум-Кали — Шатили через российско-грузинскую границу. Но не готова пока Грузия.
Очень хорошо выглядит, на мой взгляд, Северная Осетия, правительство которой сумело войти в резонанс с федеральным центром в вопросе финансирования крупнейших транспортно-логистических проектов Северного Кавказа.
Так, скоро начнется строительство нового терминала аэропорта Беслан с прицелом на рост пассажиропотока, а также модернизация КПП «Верхний Ларс» на российско-грузинской границе.
Об обоих проектах говорили очень давно, но вот только сейчас удалось подойти к их реализации. Причем то, что оба проекта реализуются синхронно, — показатель того, какую важную роль в новой транспортно-логистической конфигурации на Большом Кавказе будет играть республика. Тем более что Грузия скоро начнет модернизацию автодороги Квешети — Коби близ границы с Россией. Финансирует проект Азиатский банк развития, что еще раз подчеркивает важность этого региона для международной кооперации.