Межбюджетные отношения: запрос на перезагрузку
Дефицит региональных бюджетов уже сейчас достаточно весом — это несколько сотен миллиардов рублей. Если тенденция будет сохраняться — судя по всему, так оно и будет, — то общий дефицит по итогам года может достичь 800 миллиардов рублей. Это весомо — при том, что лишь считанные единицы субъектов Федерации имеют сбалансированный бюджет. По моим ощущениям, около 70 % региональных бюджетов сводятся с дефицитом, а устойчивых передовиков немного, чуть более десятка. Все остальные попадают в некую промежуточную зону – то ли будет дефицит, то ли удастся как-то нормализовать финансовую ситуацию. Плюс – общий долг регионов растет достаточно серьезно. Это по меньшей мере 1,5 триллионов рублей. И есть тенденция к нарастанию.
Все это, на мой взгляд, сигналы о сложившемся крайнем неблагополучии в общей архитектуре межбюджетных отношений в Российской Федерации. Здесь мне представляется необходимым серьезно подумать над тем, как ее изменить. Начать это делать надо в ближайшие годы, потому что ситуация с региональными бюджетами, на мой взгляд, пока не улучшается уж точно.
Следствием текущих обстоятельств, которые накладывают свой отпечаток на ситуацию с бюджетами, является, очевидно, рост инфляции. Сегодня она уже в годовом выражении, то есть за период с 7 октября 2013 года до 7 октября 2014 года, превысила ключевую ставку ЦБ – то есть уже больше 8 %, а с начала года, если чисто 2014 год смотреть, то она набрала по меньшей мере 6,4 %. Это много, идет существенное опережение графика прошлого года. Велик риск того, что в конце октября Банк России в очередной раз повысит ключевую ставку, и это в очередной раз подтолкнет вверх банковские ставки.
Дефициты бюджетов субъектов очень часто закрываются кредитами в коммерческих банках – и региональных, и центральных. А это тоже дорогие кредиты, плюс — дополнительное бремя ложится на бюджеты следующих лет, когда нужно будет гасить их. То, что они имеют тенденцию к подорожанию, это очевидно.
Ужесточение этих финансовых условий, конечно, во многом является следствием применения санкций, объявленных по отношению к банкам, которые сегодня практически не могут получить длинного и дешевого финансирования на западных рынках. И поэтому вынуждены либо дороже занимать у населения через рост ставок по депозитам, либо у юридических лиц, либо у ЦБ по его довольно высокой цене заимствования. Затем это все перекладывается на плечи потребителей, которые берут деньги в кредит. Если речь идет об администрации регионов для покрытия бюджетного дефицита, то, естественно, цена вопроса возрастает. Так что ситуация достаточно жесткая.
Минфин, правда, наверняка попытается сделать маневр между статьями госрасходов на бюджет следующего года и на трехлетку в целом и искать ресурсы для увеличения трансфертов. Это решение вопроса, но это пожарная мера. В целом как серьезное системное решение необходима перезагрузка межбюджетных отношений в принципе: слишком много перекосов, слишком много централизации, слишком мало самостоятельности регионов в решении самых насущных вопросов.