Меняйло против Чалого: новая конфигурация власти
Конфликт между Алексеем Чалым и Сергеем Меняйло в Севастополе – это борьба между политическими традициями 90-х и 2000-х. Конечно, если брать за точку отсчета политическую историю России. Сейчас потенциал Чалого очень велик, но и возможности Меняйло со временем будут возрастать.
Серьезные разногласия между назначенным губернатором и популярным председателем заксобрания – очень распространенная ситуация в российских регионах в первой половине 90-х. Кстати, символично, что именно с 90-ми сравнил политическую ситуацию в Севастополе Сергей Меняйло. Разница в том, что тогда заксобрания возглавляли, как правило, представители еще советской партийно-хозяйственной элиты, а не выходцы из бизнеса, к коим относится Алексей Чалый.
Но в любом случае такое соотношение сил делает губернатора уязвимым. С одной стороны — глава исполнительной власти, который не получил мандата на прямых выборах, зато отвечает за все региональные проблемы и промахи чиновников. С другой — глава заксобрания, который такой мандат имеет (в случае с Севастополем — возглавив список победившей партии), а серьезные поводы для его критики практически отсутствуют. В 90-е такой сценарий почти повсеместно приводил к победе лидера заксобрания на губернаторских выборах. Недаром и в Севастополе команда Чалого добивается перехода к избранию главы города напрямую избирателями.
Полпред президента в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев уже заявлял, что конфликт в руководстве Севастополя исчерпан. Однако зерна для будущих трений между главой региона и его сильнейшим неформальным лидером все равно остаются. Твердое намерение губернатора решать все кадровые вопросы в городе самостоятельно, о чем он публично заявлял не так давно, является одним из подобных примеров.
Если бы прямые выборы с участием обоих ключевых фигур севастопольской политики состоялись сейчас, преимущество Чалого было бы очевидно. Достаточно вспомнить, как противники Алексея Михайловича пытались сорвать избрание его сторонников (выдвинутых «Единой Россией») в одномандатных округах – голосовать против них призывал даже глава городских «единороссов» Виктор Оганесян. Однако все усилия были потрачены напрасно. Сегодня, если верить региональной прессе, 13 из 24 депутатов городского заксобрания ориентируются на Алексея Чалого и лишь 9 – на Сергея Меняйло. Причем подавляющее число последних прошли по партспискам. То есть появление группы сторонников губернатора среди городских депутатов — не столько предвыборная, сколько аппаратная победа.
Тем не менее сейчас все же не 90-е, и новые политические реалии дают преимущества Сергею Меняйло, которые со временем только возрастут. Во-первых, Москва направляет заметное финансирование для Севастополя, распределением которого будет заниматься и региональная администрация, получив возможность повысить свою популярность в городе. Во-вторых, хотя Кремль де-факто согласился на наличие двух команд в руководстве Севастополя, в кресле губернатора ему выгоднее сохранить Сергея Меняйло. Технического управленца проще заменить, не вызвав недовольства в городе, чем популярную публичную фигуру.
В-третьих, позиции Сергея Шойгу, к команде которого обычно относят Сергея Меняйло, сейчас очень прочны и вряд ли ослабнут в ближайшее время. Напряженность в отношениях с Украиной явно продлится еще долго, а в этих условиях во главе Минобороны нужен популярный и эффективный управленец. Устойчивость федеральных позиций Шойгу обеспечивает крепкий тыл для Сергея Меняйло. В-четвертых, Кремль не любит ставить главами важных пограничных регионов влиятельных местных политиков.
Даже если поправки в Устав Севастополя, устанавливающие прямые выборы главы города, будут приняты, Москва может добиться избрания губернатором Сергея Меняйло, просто настояв на отказе Алексея Чалого от вступления в предвыборную борьбу.
Впрочем, некоторые шансы если не стать губернатором Севастополя, то приобрести новых федеральных союзников есть и у Алексея Чалого. К земле в Севастополе наверняка проявит интерес федеральный бизнес, и не всех устроят решения, которые будет принимать по этой проблеме администрация Сергея Меняйло. Тогда недовольные могут внимательнее присмотреться к другому политическому лагерю, то есть к команде Чалого.
Попробуем предположить, каковы перспективы двух главных героев этой истории. Как показывает опыт других регионов, Кремль не любит, когда местные элиты пытаются добиться от него замены его назначенцев. Чтобы не доработать до конца первого срока полномочий, губернатору нужно допустить довольно серьезные просчеты. Поэтому вряд ли Сергей Меняйло будет заменен в ближайшее время. Однако наличие в тылу такого серьезного игрока, как Алексей Чалый, действительно осложнит губернатору жизнь. Результат «Единой России» на выборах в заксобрание был достигнут прежде всего за счет авторитета Чалого и накануне грядущих думских выборов; об этом придется вспомнить вновь.
Кремль не может допустить провалов «партии власти» или массовых акций протеста в Севастополе, который (как и Республика Крым) на ближайшие годы становится витриной России. Поэтому именно накануне думских выборов 2016 года позиции севастопольского губернатора будут особенно уязвимыми. Пока самая выгодная стратегия для Сергея Меняйло – избегать прямого конфликта с Чалым, как можно больше ассоциироваться с потоком федеральной финансовой помощи, который получит город, и сформировать команду местных популярных политиков, которая сможет противостоять команде Чалого на местных выборах.
В свою очередь, Алексей Чалый попал в первую тройку наиболее перспективных политиков России в рейтинге, подготовленном близким к Администрации президента Институтом социально-экономических и политических исследований. Тем не менее для карьеры во властных структурах в современной России перспективнее позиция не харизматичного лидера, а эффективного технического управленца с хорошими связями на федеральном уровне. Да и самому Чалому вряд ли близка бюрократическая карьера. Потенциал же лидера-харизматика сейчас может быть востребован максимум на региональном уровне.
Рейтинги ИСЭПИ должны выявлять потенциальных кандидатов-одномандатников и лидеров региональных групп партсписков к выборам-2016. Попадание Чалого на вершину этого рейтинга не только отражает реальную популярность этого человека в Севастополе, но и показывает, что на федеральном уровне его видят депутатом нового состава Госдумы. Правда, это просто новый статус для сохранения в региональной политике, то есть на том же уровне. Скорее всего Алексей Чалый пополнит когорту региональных игроков, воздействия которых на местную политику трудно не учитывать, но и пределы роста их влияния ограничены. Как отдаленную параллель вспомним Анатолия Быкова в Красноярском крае – при всей разнице между этими персонажами.
Можно задуматься: кто бы лучше способствовал развитию Севастополя, возглавив этот город, Меняйло или Чалый? Руководитель с независимым характером («жесткий индивидуалист», который «хочет сам принимать все решения», как охарактеризовал Алексея Чалого экс-депутат Верховной Рады Украины от Севастополя Вадим Колесниченко) хорошо подходит финансово независимому региону. Но в условиях переходного периода, когда экономика Севастополя будет перестраиваться на работу в России, а прежние экономические связи с Украиной будут разрываться, зависимость города от федеральных дотаций только возрастет. В таких условиях глава, связанный с серьезными федеральными группами влияния, будет выгоднее для города (а в такой роли скорее может выступить Сергей Меняйло).
С другой стороны, Центр не может оставить Севастополь без серьезной федеральной поддержки в условиях, когда присоединение Крыма стало одним из основ роста доверия к руководству страны в обществе. В этом смысле во главе города должен находиться человек, который обеспечит целевое использованием этих дотаций. И Чалого, и Меняйло никто ранее не обвинял в финансовых злоупотреблениях. То есть действующий губернатор сыграет эту роль не хуже, чем новый глава заксобрания города.