«Майские указы»: почему неизбежна коррекция
Президент Владимир Путин заявил, что "майские указы" 2012 года могут претерпеть определенные корректировки с учетом изменившейся экономической конъюнктуры, но выразил убеждение в том, что в конечном итоге они должны быть выполнены.
Еще до кризиса на уровне региональной власти очень много говорили о том, что денег на выполнение "майских указов" может не хватить, что это перенапряжение местных бюджетов. И это, в общем, правда. И когда указы стали не поводом дать денег регионам, а дополнительной нагрузкой на региональные бюджеты, то вопросов возникло много. И это тоже чистая правда.
Но правда также и то, что указы эти — программные по характеру — надо исполнять. Сегодня либо страна развивается, либо деградирует. Задачи поставлены, выполнять их надо. Вопрос может быть в сроках, путях решения. Если их не выполнять — мы не останемся на сегодняшнем уровне, а начнем тихо скатываться назад.
И это противоречие. Регионы не могут потратить денег больше, чем у них есть. С другой стороны, останавливать выполнение указов — значит оставаться без стратегии развития. Либо нужно предлагать другую стратегию. Какую?
Как из этого противоречия выходить – вопрос. Понятно, что мы не получим первую в мире армию через два года и не решим за тот же срок все социальные проблемы. Не успеем просто, и денег не хватит.
В какой логике выстроены эти "майские указы"? Ребята, мы поставим очень тяжелые задачи, но необходимость их выполнять заставит вас найти ресурсы. Именно в подобной логике строилось когда-то советское планирование. Но не всегда удавалось найти средства даже в той ситуации, а сейчас очевидно, что и искать уже негде — внешние заимствования невозможны, регионы в долгах.
Это серьезное противоречие между целями и средствами. Пока, как я понимаю, оно будет решаться за счет средств – "как хотите, так и делайте". Не дай Бог, придется решать за счет целей: не получается — снижайте планку. Думаю, нужна корректировка темпов и методов решения задач, а не целей. Произойдет ли она? Увидим.