Майские указы по повышению зарплат: почему регионы не справились?
Майские указы президента по повышению зарплат бюджетников на конец 2018 года выполнены лишь в 16 регионах из 85 – это Брянская, Владимирская, Тамбовская, Вологодская, Ленинградская, Волгоградская, Нижегородская, Пензенская, Саратовская, Тюменская, Новосибирская области, а также Ставропольский и Алтайский края, Татарстан, Чувашия и Бурятия, подсчитали в РБК, проанализировав данные Росстата. В остальных российских регионах формально указы не выполнены хотя бы по одной категории бюджетников.
Если говорить о статистике, то там может быть определенное лукавство, какие-то неточности, учитывая, что есть теневой сектор экономики, поэтому средняя зарплата в действительности может быть где-то ниже, а реальная – повыше. Какие-то неточности возможны. Если говорить о том, как соотносится зарплата в бюджетном секторе с коммерческим сектором, то понятно, что она все-таки пониже в основной массе регионов, и это не вызывает удивления. Плюс еще есть вопрос, как считать, по каким категориям.
В общем и целом Росстат, скорее всего, прав, в любом случае статистика – она такая, какая есть. Почему регионы не справились? Потому что денег большинству не хватает. Это очевидные вещи. Честно говоря, относительно научных сотрудников – я не представляю, как Росстат все это рассчитывает. Потому что для научной сферы совершенно однозначна множественная занятость, хотя бы потому, что предполагается, что человек занимается одновременно и научной, и преподавательской работой. Это одно из требований к научному сотруднику – то, что он должен взаимодействовать с системой высшего образования, не только быть научным работником, но и еще как минимум читать лекции. Я сама человек с официально множественной занятостью, потому что я работаю в научной организации, читаю лекции, у меня бывают исследовательские проекты с другими организациями. Это все абсолютно легально, законно, но я не уверена, что мои доходы суммируются правильно.
Когда-то была идея обратиться к данным налоговой службы и, пользуясь их данными, определить, кто сколько реально зарабатывает. Такая история может быть, но это научная сфера, это своя среда. Что происходит в медицинских организациях, сложно сказать. Я знаю врачей, работающих параллельно в государственной структуре и в коммерческой, и я не уверена, что кто-то суммирует доходы человека по двум разным местам работы. Где-нибудь на периферии, где нет возможности множественной занятости, конечно, ситуация гораздо плачевнее.
Повторюсь, что какие-то неточности в статистике и оценке, безусловно, есть. Но вместе с тем то, что зарплата бюджетников не настолько высока, как этого хотелось бы, особенно в регионах, где нет возможностей для множественной занятости, – это тоже верно. Почему не растут зарплаты? Потому что у региональных властей не всегда есть возможность выплачивать. Тут есть вот еще какая хитрость: если регион начинает хорошо, динамично развиваться, он привлекает новых инвесторов, появляются новые предприятия, рабочие места, то заработная плата в экономике растет. Но эти новые предприятия и новые инвесторы появляются в результате определенной политики региональных властей, которая представляет из себя вложения в инфраструктуру, необходимую предпринимателю, предоставление налоговых льгот инвестору, чтобы для него регион был привлекательным. Отдача от подобной стратегии наступает чуть позже, и даже если новое предприятие не имеет серьезных налоговых льгот, оно начинает платить, например, налог на доходы физлиц, налога на прибыль первое время может не быть, чтобы предприятие вышло на безубыточность. Даже в динамически развивающихся регионах не сразу приходит налоговая отдача и не всегда есть бюджетные возможности платить повышенные зарплаты. В регионах надо оставлять прирост налога на прибыль в той части, в которой он возвращается в федеральный бюджет, потому что им это реально нужно для того, чтобы рост дохода бюджета шел так же быстро, как и рост зарплат в экономике. Плюс ко всему, если были вложения в инфраструктуру и пришлось еще и кредиты брать, что вполне нормально и хорошо, то эти кредиты надо возвращать и предусматривать в структуре регионального бюджета деньги еще и на это. Еще раз повторюсь: регион может развиваться динамично, зарплаты в экономике – расти, но из-за разных озвученных мною процессов бюджет региона просто не успевает пополняться, и его структура не может измениться так, чтобы рост зарплаты бюджетников поспел за ростом зарплат в коммерческом секторе. В регионах разные ситуации – где-то может быть просто плохая экономическая ситуация, где-то – раздолбайство региональных властей, неэффективная бюджетная политика – деньги есть, но тратятся не на то, на что нужно. Я думаю, федеральные власти будут смотреть на складывающуюся в регионах ситуацию, оценивать ее и делать выводы по каждой категории работников бюджетной сферы. И конечно, будут учитываться настроение населения, возможности людей и бюджетов.