Люди готовы смотреть «Дом-2», но только не политические дебаты
Формат политических дебатов между кандидатами, которые идут по одномандатным округам, кандидатами, которые соревнуются на губернаторских выборах или на пост главы государства, и дебатов представителей политических партий за последнее время достаточно сильно изменился.
Я бы подчеркнул следующее: сам по себе формат политических дебатов очень важен, но есть три особенности, которые влияют на то, что этот формат в политической жизни России не будет сильно востребован.
Во-первых, я полагаю, что в большинстве своем сами кандидаты, как правило, не готовы полноценно дискутировать по большой повестке дня. Это связано с тем, что у нас очень мало кандидатов-интеллектуалов. Для того чтобы дискутировать по проблематике развития экономики, по ситуации в социальной сфере, по вопросам ценностей, нужен очень широкий кругозор. В этом отношении человек как минимум должен быть кандидатом не одних наук, к примеру, политических или экономических, а гораздо шире. Разумеется, на федеральном уровне, на мой взгляд, есть, скажем, до 10 тысяч человек, которые готовы дискутировать в этом плане. В регионах это ограничивается 30, максимум 50 политиками, а выборы и конкуренция охватывают гораздо больший процесс.
Во-вторых, на сегодняшний день, учитывая то, что мы называем массовой политикой, люди не готовы воспринимать серьезно какие-либо политические программы. Люди запутаны, у них, особенно у новых генераций, клиповое мышление, они не подготовлены к тому, чтобы воспринимать серьезную информацию. Поэтому массовая политика делает из формата политических дебатов нечто невообразимое. Как только начинаются политические дебаты и кандидаты говорят о своих программах, люди тут же переключают канал на политическое шоу, на «Дом-2» – на что угодно, но только не на эти дебаты. Это понижает градус данного формата.
В-третьих, надо иметь в виду, что люди (и в первую очередь политики) подошли к тому, что они не умеют структурировать имеющуюся информацию в определенные политические программы – легкие, доступные, понятные. Даже если за них это сделает помощник, то кандидат выходит и не может объяснить то, что ему написали, а по бумажке читать – это означает выдать себя.
Эти три особенности не дают возможности актуализировать проблему дебатов не только на федеральном уровне, но и на региональном.
Надо отметить и еще один элемент, чисто тактический: многие кандидаты не идут на дебаты, потому что боятся проиграть. К примеру, ресурсный кандидат с реальными возможностями, у которого есть все шансы победить, – зачем ему выходить, если он понимает, что будет выглядеть бледно на фоне оппонента, у которого практически нет шансов? Поэтому, как правило, не только многие кандидаты в губернаторы не участвуют в дебатах, но и многие кандидаты на пост главы государства, кандидаты на выборах в Госдуму. Поэтому я думаю, что формат политических дебатов будет постепенно сходить на нет. Определенный формат дискуссии, публичной конкуренции переходит в социальные сети. В этом отношении социальные сети и новые медиа убивают формат политических дебатов.