Ликвидировать свалки: что предстоит сделать правительству
Президент РФ Владимир Путин одним из первых майских указов после повторного вступления в должность главы государства поручил правительству ликвидировать в России все несанкционированные свалки.
Во-первых, про свалки президент говорит не отдельно, а в рамках гораздо большего документа – указ: «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», определяющего политику страны на среднесрочную перспективу. И свалки там идут в разделе «Экология» – одном из двенадцати разделов указа. Да и в разделе «Экология» пунктов и контрольных цифр очень много, и обращать чрезмерное внимание на одну из строчек: «ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов», не стоит. Это только один из множества ориентиров, к которым страна будет стремиться.
Во-вторых, вопрос, почему данная маленькая строчка появилась в большом указе? Конечно, это реакция на PR-кампанию последних месяцев в ближнем Подмосковье. Для Кремля это был очень заметный сигнал, на него нельзя было не отреагировать. Слишком близко, слишком наглядно.
В-третьих, экология и свалки – это тема Сергея Иванова, специального представителя президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, близкого соратника Владимира Путина. Это новая актуализация его роли в жизни страны, усиление направления его ответственности.
И, наконец, в-четвертых, о решении самой проблемы свалок. Но эта проблема, как и все остальные, обозначенные в данном указе.
Их очень много. Очень!
И решаться они будут в рамках основных направлений деятельности правительства Российской Федерации на период до 2024 года, которые должны быть утверждены до 1 октября 2018 года. Отдельно свалками заниматься не будут.
И это действительно комплексный вопрос.
Ликвидировать выявленные несанкционированные свалки в границах городов на 1 января 2018 года. А не выявленные? А санкционированные, но неэффективные, переполненные и экологически опасные? А выявленные, несанкционированные, но за пределами границ городов?
И здесь-то много возникает вопросов.
Дальше нужно комплексно решать вопросы переработки отходов вообще. Для этого нужны серьезные инвестиции и серьезные программы. Но и этот путь не обойдется без протестов населения. Мало кто захочет увидеть строительство в своем муниципальном образовании пусть даже самого инновационного, но большого мусороперерабатывающего завода. Где угодно, но только не у нас.
А где?
Идея сознания таких объектов в самой дали и глуши, с одной стороны, не понравится экологам, с другой, на порядок удорожает сам процесс переработки мусора. Захочет население добровольно за это платить?
То есть это должно быть действительно сложное комплексное решение, которое пока в указе никак не описано. Его еще предстоит разработать и принять. И здесь опять возвращаемся к теме правительства и Сергея Иванова.
В общем, тема обозначена, но впереди еще большая работа…