Лесные пожары: на ком лежит ответственность
На местах лесных пожаров в Иркутской области обнаружили незаконные рубки. Об этом заявил официальный представитель Генеральной прокуратуры РФ Александр Куренной в программе «Эфир».
О том, что леса поджигают, чтобы скрыть незаконную рубку, я слышал, я сталкивался с этим в других регионах. Здесь нужно понимать, что считать незаконными рубками. Есть вырубка самовольная, когда человек сколько-то леса срубил, погрузил и продал вообще без каких-либо документов, и есть ситуация более сложная, когда формальная рубка проводится при наличии документов, но рубится не там, не то, больше, чем надо, и вот такие ситуации могут в том числе прикрываться и пожарами. Либо еще один вариант (мы с этим уже сталкивались, и у нас есть подозрение, что недавно такой случай был в Иркутской области) – леса поджигаются для того, чтобы их впоследствии можно было отвести в рубку там, где это в других случаях запрещено: на особо охраняемых ценных территориях. То есть в результате поджогов создается ситуация, когда лес пройден огнем, и появляются некие формальные основания провести там так называемую сплошную санитарную рубку, при этом древесина от огня не всегда портится. Такие факты есть. Однако я не могу сказать, что это основная причина массовых пожаров, которые сейчас идут в Сибири. Основная причина – это, безусловно, человеческий фактор. Я, скорее, согласен с позицией МЧС, то есть к пожарам приводили непреднамеренные, непродуманные действия: где-то разведенный костер, где-то – огневая очистка лесосек.
Почему пожары приняли такой размах? На начальной стадии, когда их можно было потушить относительно небольшими силами, принимались решения, что тушить их не надо. Эти решения после 2015 года регионы принимают самостоятельно. Именно тогда были внесены изменения в правила тушения лесных пожаров, которые позволяют субъектам Федерации выделять так называемые зоны контроля – территории, на которых пожары при определенных условиях могут не тушить. Решение об этом может быть принято комиссией по ЧС субъектов Федерации. А поскольку регионам хронически не хватает денег на тушение пожаров, система пожаротушения во многих из них просто развалена, они радостно ухватились за эту возможность, и сейчас около половины лесов страны в этих «зонах контроля». Когда леса начали активно гореть, а гореть они начали в условных границах этих «зон контроля», в тех местах, где люди все-таки есть, где идет заготовка древесины, на эксплуатационных участках, собственно, они и стали причиной пожаров. Но вместо того, чтобы бросить силы на ликвидацию огня в зародыше, принимались совершенно безответственные решения, что тушить пожары не надо, и это прикрывалось различными обоснованиями. В итоге мы имеем такие последствия.
Сейчас есть поручение правительства изменить эти «зоны контроля», увеличить финансирование противопожарных служб, восстановить нормальную государственную лесную охрану, которая позволяла бы выявлять пожарные места и на ранних стадиях тушить огонь. Если они будут выполнены, тогда можем надеяться, что ситуация с лесными пожарами начнет меняться. Если эти меры не реализуют, то все будет повторяться.
Не исключаю, что в этой истории найдут стрелочников. Хотя часть ответственности, безусловно, лежит на федеральном центре, потому что он позволил губернаторам самостоятельно принимать решения по тушению лесных пожаров.