Лесные пожары и паводки в регионах: почему президент лично курирует проблему
Российский лидер Владимир Путин на совещании с губернаторами по ситуации с паводками и лесными пожарами заявил, что каждый регион должен быть на 100 % готов к любому бедствию. Совещание прошло в формате видеоконференции.
В регионах пока пожароопасная обстановка в целом нормальная. Но вот прогнозы очень угрожающие. Ожидается жаркое и сухое лето, особенно в лесных регионах, таких как Иркутская область, Красноярский край, Якутия и другие. Если прогноз сбудется, то летом можно ждать ситуации, похожей на прошлогоднюю, когда дым и смог не давали дышать людям даже в крупных городах, удаленных от мест пожаров на сотни и тысячи километров. Поэтому совершенно логично, что президент проводит совещание уже сейчас, чтобы проконтролировать подготовку заранее.
Если говорить о мобилизации сил и средств, то регионы стараются подготовиться по максимуму. Но в вопросе тушения пожаров организованность и мобилизация – условия необходимые, но недостаточные. Нужны еще люди, техника и деньги. Технику последние два года выделяют, пусть и со скрипом. А вот средств на людей и привлечение дополнительных ресурсов постоянно не хватает. Называются разные цифры: от 30 до 60 % дефицита бюджетов на тушение лесных пожаров в зависимости от регионов.
Проблема в основном в том, что региональные власти, за редким исключением, готовятся к прошлогодней войне. По итогам пожаров прошлого года делаются выводы, опыт осмысливается, и на его основе уже проводится подготовка к новому пожароопасному сезону. Прогнозирование, работа на упреждение развиты недостаточно. Да, появление пожаров в конкретных местах прогнозировать сложно, но реальные затраты с учетом горимости и погоды – вполне возможно. Далеко не во всех регионах это развито.
Нужно понимать, что федеральный центр в вопросе тушения лесных пожаров не оказывает помощь – это его обязанность. По Лесному кодексу полномочия в этой сфере – федеральные, но они переданы для исполнения регионам. Переданы вместе с деньгами на исполнение. Так что это не помощь: федеральный центр выделяет средства на то, чтобы регионы исполняли полномочия вместо него. Существует очень много споров относительно того, насколько эти средства достаточны и насколько регионы справляются. В 2019 году Счетная палата выявила, что регионы для исполнения полномочий в полном объеме вынуждены тратить свои деньги. Иногда субъекты Федерации своих средств вкладывают в два и три раза больше, чем приходит федеральных. Это очевидная несбалансированность межбюджетных отношений, которая и ведет к перманентно слабой подготовке регионов к пожароопасному периоду.
Насколько я понимаю, дополнительная поддержка из центра была обещана. Она крайне важна сейчас для регионов. Предположу, что и сама встреча была очень важна. Регионы впервые за долгое время в таком формате смогли обозначить проблемы непосредственно перед президентом. С одной стороны, это говорит о крайней степени внимания главы государства к этой болезненной (особенно после событий прошлого года) теме. Это показывает высочайший уровень стратегического мышления Владимира Путина, его умение, несмотря на очень сложную текущую ситуацию, купировать и будущие проблемы. С другой стороны, таким образом президент снимает определенную нагрузку и ответственность с нового правительства. В целом это полномочия кабинета министров, и вмешательство главы государства говорит, с одной стороны, о масштабе проблемы, а с другой – о том, что еще не полностью кабмин вошел в плановый ритм работы.