Кризис в регионах: преимущества и риски
Регионы России с экономической точки зрения очень разные. Прежде всего, нужно понимать, как на них влияет сложная экономическая ситуация во всей стране. Условно, можно выделить несколько групп субъектов РФ. Первая – это сырьевые субъекты. Всего у нас три ярко выраженных сырьевых субъекта, причем они взаимосвязаны, так как являются одной «матрешкой». Это Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ и Тюменская область, которая является хабом. На них приходится основная часть углеводородной добычи в Российской Федерации, и неудивительно, что падение цен на энергоносители сказывается, прежде всего, на этих регионах.
Таким образом, речь идет о региональных налогах и доходах компаний. Это, прежде всего, Газпром, Новатэк, Роснефть, Лукойл. Как показывает практика, у этих регионов вслед за снижением цен на нефть происходит резкое сокращение ВРП, но, с другой стороны, происходит достаточно быстрое восстановление. При всем при этом у данных регионов достаточно серьезный запас. В период достаточно высоких цен на нефть субъекты брали на себя определенные социальные обязательства, но, с другой стороны, эти регионы не такие уж большие, и данные обязательства для них не столь обременительны.
Кроме того, у них был определенные запас прочности: они, как правило, не набирали внешних заимствований. В целом кризисное состояние тех или иных регионов можно оценивать по четырем факторам: резкое снижение бюджетных поступлений, проблемы с обслуживанием внешнего долга, резкое снижение качества жизни в регионе и для отдельных субъектов – валютный фактор. Вторая группа территорий, которая находится в зоне риска, это агломерации. Это Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Как правило, они очень чутко в целом реагируют на снижение деловой активности и экономических показателей, потому что в них сгруппированы основная часть офисов, торговых центров, центров услуг. Понятно, что в целом сокращение экономической активности в стране бьет по основным узлам, через которые она проходит. При этом ситуация несколько разная.
В Москве действительно происходило сокращение. Причем, что в Москве серьезная инфраструктурная нагрузка, а это требует дополнительных источников финансирования. Частично они предоставлены в виде торгового сбора, но по факту не все удалось компенсировать, и пришлось идти на такие непопулярные меры, как налог за капремонт в 15 руб. за 1 кв.м. В Санкт-Петербурге ситуация близка к этому. Там не настолько сильная инфраструктурная нагрузка, но вопрос связан с заимствованиями, в том числе с внутренними финансовыми. Все-таки Москва более большой рынок, и за счет системы оптимизации здравоохранения нагрузку с социалки удалось немного снять. Тем не менее, как показывает практика, здесь не столь болезненны вопросы, связанные с занятостью. Потому что, в отличие от моногородов, либо небольших промышленных центров, Москва – очень большой рынок, как и Санкт-Петербург, в ней проще найти работу. Такой массы безработицы, как, например, в Калужской области, в контурах, связанных с Уральским комплексом, здесь не видно.
Соответственно, Ленинградская и Московская области с одной стороны связаны с Москвой в производстве, но, с другой, имеют свои драйверы роста. Почему? Дело в том, что на фоне импортозамещения основная часть производства пришлась именно на эти регионы. Они находятся достаточно близко к центрам потребления, там располагается основная часть логистических центров и хабов, в том числе в сфере продовольственных структур, и в результате в в отличие от самих столиц, у них есть посевные площади. В итоге основная часть импортозамещения в сельском хозяйстве достаточно активно разворачивается там. Поэтому при том, что теряется деловая активность, есть определенные драйвера роста в сельском хозяйстве, что является важным фактором. Плюс ко всему, инфраструктурная нагрузка в областях не такая большая, как правило, как в столицах. Поэтому ситуация здесь попроще.
Третья группа субъектов – промышленные субъекты, которые как правило связаны с машиностроительством либо металлургическим кластером. В их ВРП есть очень большая доля, и как правило на них ложится очень серьезная нагрузка, связанная с ростом безработицы и сокращением поступлений в региональные бюджеты. Я напомню, туда идут в том числе подоходный налог, частично имущественный, а это все связано с благополучием гражданина. Если он нигде не работает, имущественные налоги ему очень сложно уплачивать. Кроме того, трудоустройство связано с экономической активностью. Если последняя спадает, торговые площади медленнее вводятся, что дает меньше поступлений от торгового сбора.
Поэтому через эту систему по бюджету происходит. Соответственно, в этом сегменте можно много территорий назвать. Самые известные: это Калужская область, в которой у нас автомобильный кластер развернут, частично Татарстан, где соответственно у нас машиностроительный контур и частично нефтехимический, конечно, Челябинская область, Свердловская область, в какой-то степени Новосибирская, Омская, Томская области. Как правило, наиболее серьезный удар идет по уральскому контуру, причем особенно это отягощает ситуацию с моногородами. Проблема стоит еще с 2009 г.: некуда расселять, падает потребление в Китае, и прежде всего это бьет по металлу. Поэтому здесь программа оптимизации вводится, и компании ее реализуют, в результате чего появляется дополнительная социальная нагрузка на субъект.
Поэтому в этих регионах ситуация достаточно сложная. Здесь большое значение имеет то, какая у них ситуация с финансами. Некоторые регионы развивается заемно, причем достаточно активно, то есть они закредитованы, то есть они достаточно серьезно выпускали облигации. Чем меньше внешних заимствований, тем проще оптимизировать экономическую составляющую. Чем больше внешних заимствований, тем сложнее. Тем более, что часто валютная составляющая сейчас не очень хорошо разворачивается для субъектов, поэтому здесь можно выделить проблемные регионы и не очень. Как правило, не очень проблемные регионы имеют диверсифицированное производство с особой системой госуправления. У Калуги, например, с точки зрения автопроизводства сложная ситуация, но за счет достаточно серьёзного опыта внедрения ее удается купировать. Поэтому это важный аспект – эффект госуправления.
Соответственно, критических ситуаций сейчас нет, чтобы уйти техдефолт, но некоторые ситуации сложные и требуют федеральной поддержки по некоторым направлениям. Плюс ко всему приходится частично замещать в инвестпрограммах бюджетные средства внебюджетными – привлечением их у инвесторов, спонсоров, партнеров, работающих в регионах. Власти, прежде всего, режут региональные инвестпрограммы, и в последнюю очередь социалку. Поэтому здесь направление связано с бюджетной оптимизацией. Плюс ко всему серьезно помогает некоторое сокращение госаппарата, которое провели почти все крупные, в том числе промышленные субъекты. Поэтому здесь вопрос определенной оптимизации и переговоров с федеральными игроками.
Отдельно можно выделить группу, которая состоит из нескольких регионов и зависит от валютной составляющей. Это традиционно Калининград. Это наиболее проблемная территория, всегда была анклавом, значительная часть непродовольственной продукции завозная. Соответственно, резкий рост курса и ликвидация особой экономической зоны ударили серьезно. Неудивительно, что на поддержку действующего главы бросают наиболее серьезные силы в лице Якунина. Надо понимать, что Калининград был таким всегда. И в период выступлений по поводу праворульных машин, и после этого. Не один, не два, не три чиновника слетели именно за Калининград. Тем не менее ситуация пока что достаточно спокойная, хотя бы в виду того, что есть альтернативные экономические модели, и эффект не такой болезненный. Плюс ко всему, продовольственная составляющая более-менее решена, визовые вопросы не так остро стоят. Беларусь в относительно хорошем режиме находится. Поэтому здесь определенные положительные эффекты присутствуют.
Из тех субъектов, которые еще остались, можно отдельно выделить сельскохозяйственную группу. Основные с/х производители: Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края. Они во многом получают преференции. За счет того, что у них валютная выручка, особенно у тех, которые находятся рядом с экспортными точками. Тот же Краснодарский край. Здесь самое важное – это смена элит. Финансовые проблемы данных регионов особо не касаются. В Ставрополье ситуация сложнее, в Краснодарском крае – более-менее.