1. Обновленные критерии оценки эффективности губернаторов, утвержденные правительством в июне, усилили роль муниципальной повестки (изменения в методике «Качество городской среды»), необходимость превентивного реагирования на рост локального недовольства (новые требования к работе с отходами в рамках методики «Качество окружающей среды»), необходимость повышения прозрачности госорганов и снижения административных барьеров в рамках антибюрократической повестки («Цифровая зрелость»). Среди критериев оценки регионов Кремлем наиболее значимыми по итогам 2022 года становятся поддержка семей мобилизованных, а также оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации (показателен резонанс вокруг борьбы с природными пожарами и особое внимание федеральной власти к этой теме). Однако анализ официальных заявлений Владимира Путина и ключевых деятелей федеральной власти свидетельствует также о сохранении повышенного внимания Кремля к ситуации в сфере охраны здоровья, реализации инфраструктурных проектов, поддержке АПК и сельских территорий.

2. Важным фактором реализации губернаторами новых задач в период СВО становится также выстраивание эффективно работающих межрегиональных связей — как в рамках создания условий для службы мобилизованных, находящихся в центрах подготовки в иных регионах (здесь можно выделить пример Москвы), так и в логике организации деятельности предприятий, выпускающих продукцию для нужд силовых ведомств. Растёт значение прямого взаимодействия губернаторов с инициативными группами родственников военнослужащих и институтами, способными осуществлять независимый контроль за оказанием такой помощи (прежде всего «Единой Россией»).

3. Повестка рабочих встреч президента с губернаторами в 2022 году свидетельствует: несмотря на ослабление в медиа-повестке эпидемиологических рисков, Владимир Путин по-прежнему акцентировал внимание на поддержке системы здравоохранения на местах. Это можно связать как с реагированием Кремля на потенциальные вызовы в эпидемиологической сфере и подготовкой необходимой инфраструктуры по оказанию помощи участникам СВО, так и с дальнейшей реализацией стратегии создания комфортных условий в малых и средних населенных пунктах. Многие важные аспекты этой стратегии были определены еще на заседании президиума Госсовета в октябре 2019 года. Эта тема может стать одной из важных составляющих позитивной гражданской повестки в 2023-м, а также президентской кампании в 2024 году.

4. Растёт внимание президента к поддержке АПК и сельских территорий. Решение этих задач губернаторами становится важным критерием оценки их работы. В перспективе усиливается и роль Минсельхоза — в организации каналов обратной связи, позволяющих собирать информацию, значимую для принятия кадровых решений на региональном уровне. Можно ожидать не менее плотной работы ведомства и с руководством муниципальных образований.

5. В 2023 году вероятно усиление акцентов Кремля на:

1) повышение эффективности работы глав регионов с экологической проблематикой (ведь около половины субъектов, в которых в этот период должны пройти выборы губернаторов и заксобраний, включают в свой состав значимые индустриальные центры);

2) взаимодействие глав регионов  с общественными организациями;

3) оперативность реализации проектов, на которые были получены инфраструктурные бюджетные кредиты;

4) жесткий контроль за соблюдением на местах законодательства в сфере застройки и расселения аварийного жилья (так, задержанный в начале декабря экс-глава правительства Кузбасса Вячеслав Телегин был обвинен в нарушениях в период работы мэром Ленинска-Кузнецкого именно в этой сфере).

Из Telegram-канала «НЕЗЫГАРЬ»

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: