На льготное кредитование российского бизнеса правительство выделит более 5,5 млрд рублей, сообщает lenta.ru. Кредитная ставка для предпринимателей составит 2 %, остальную часть ставки банкам компенсирует государство.

Поддержка со стороны государства малого бизнеса в целом правильная, хотя из недостатков я бы отметил, что появление некоторых мер запаздывает, а во-вторых, они недостаточны и из-за ряда формальных моментов сковывают возможности для получения этой поддержки. Это первая ремарка.

Вторая ремарка. Рассматривать в отдельности какие-то меры поддержки в части, например, льготного кредитования, мне кажется, недостаточно, потому что большой круг вопросов связан с приостановлением налоговых проверок, перемещением сроков сдачи налоговой отчетности, неприменением различного рода санкций по отношению к предприятиям малого бизнеса, помощи самозанятым и индивидуальным предпринимателям в части предоставления налогового капитала или налогового вычета. Если рассматривать меры поддержки в этой совокупности, то тогда те или иные меры могут выглядеть иначе.

Если же говорить непосредственно о предоставлении льготных кредитов для малого бизнеса, то первоначальное решение, озвученное президентом еще в первом пакете антикризисных мер, стало дискуссионным. Для предприятия предоставление такого кредита часто лишь откладывает проблемы, нежели их гасит. То есть реально представить себе, что работодатель, получив пусть даже беспроцентный кредит, в настоящее время сможет так рентабельно наладить производство, чтобы в последствии погасить этот кредит за счет супердоходов, достаточно сложно. Такая мера оказалась недостаточной, поэтому и пошли на следующий пакет мер. Это именно продолжение тех мер, которые оказались недостаточными в рамках первых инициатив.

Мне представляется, что выдвинутые меры в целом правильные, но, во-первых, они касаются узкого круга предприятий, попадающих только по основному виду экономической деятельности в список тех, кто потенциально мог пострадать; есть определенного рода формальные ограничения, которые могут оградить предприятия, действительно нуждающиеся в поддержке, от получения таких кредитов. К таким относится, например, требование об отсутствии налоговой задолженности и, соответственно, узком перечне кодов ОКВЭД по основному виду деятельности.

Наконец, все-таки сложно представить, как будет развиваться экономика конкретных предприятий в видимом будущем. Стоит ли, например, этим предприятиям при внедрении разных новых форм доставки продукции, которую они производят, до конечных потребителей в виде онлайн-продаж или изменении форм самих продуктов сохранять занятость в прежнем объеме, не снизит ли это проведение различного рода модернизаций, внедрение каких-либо инноваций технологического или организационно-маркетингового свойства, которые бы повысили в будущем эффективность этого предприятия. Однако при получении данного кредита будут, наоборот, сдерживать внедрение этих инноваций.

Поэтому такие меры нужны, но, во-первых, есть определенного рода ограниченность их применения, а во-вторых, сложно предсказать дальнейшее развитие ситуации, которое опять-таки сковывает в том числе и потенциальных получателей данных кредитов, и уже получивших кредит в проведении в будущем каких-то мер реструктуризации и выхода на иную траекторию развития, нежели до кризиса.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: