Корпорации развития: условия для запуска сложились
Идея создания на региональном уровне корпораций развития, аналогичных соответствующим структурам федерального масштаба, не нова, ей достаточно много лет. Другое дело, что к ее реализации приступать было достаточно тяжело в силу неблагоприятного положения с финансами в регионах. Эта проблема остается очень серьезным риском и для 2016 года. Это первое. Второй момент – отсутствие достаточно качественной экспертизы предлагаемых проектов. И третье – поскольку речь идет о частных средствах – это отсутствие федерального закона о государственно-частном партнерстве, который с 2012 года никак не мог пройти в Государственную Думу Российской Федерации. Наконец-то, в этом году его приняли, с 1 января 2016 года закон начинает действовать в полном объеме. Поэтому, строго говоря, к 2016 году сложились некоторые предпосылки для того, чтобы реализовать в регионах проекты корпораций развития.
Определенным стимулом, помимо закона, который в ближайшее время вступает в действие, является еще принятый закон о промышленной политике, который предполагает создание такого института как специальный инвестиционный контракт. Этому вопросу в последнем послании президента было посвящено немало. Идея получила продолжение в виде конкретных поручений правительству. Реализация проектов под флагом специальных инвестиционных контрактов предполагает наличие ответственных институтов, компетентных для решения вопросов по использованию государственных средств на уровне регионов.
Сложились определенные условия для того, чтобы запустить корпорации развития на региональном уровне. С одной стороны, есть закон, с другой – поручение президента, есть также планы докапитализации Фонда развития промышленности. Специальный инвестиционный контракт «заточен» на производство в России продукции, которой еще нет аналогов. Это очень перспективная мера. Другое дело — ее эффективность, очевидно, будет снижаться в 2016 году в связи с довольно сильными рисками бюджетной устойчивости во многих регионах.
Я думаю, 2016 год будет годом тестовым — чтобы понять, где плюсы, где минусы, накопить опыт. Создание корпораций развития – закономерная, логичная инициатива, оправданная состоянием российской экономики и необходимостью решать структурные проблемы по импортозамещению, развитию новых производств.
Если посмотреть немножко назад, то перезагрузка госсектора в экономике началась не сегодня. Поэтому на региональном уровне требование повышения эффективности корпораций развития воспринимается как соответствие тому общему тренду, который уже разворачивается в нашей экономике и в системе государственного управления. Кто-то это делает быстрее, кто-то пока присматривается, кто-то отстает. Но в целом это абсолютно неизбежный процесс: если государство начинает перезапуск «командных высот» на федеральном уровне, то все импульсы должны получить продолжение на уровне регионов.