Коридор «Север – Юг» и острые региональные проблемы: что обсудили Путин и Бабушкин


Встре­ча пре­зи­ден­та РФ Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на с гу­бер­на­то­ром Аст­ра­хан­ской об­ла­сти Иго­рем Ба­буш­ки­ным была аб­со­лют­но де­ло­вой, что вполне объ­яс­ни­мо. Гла­ва го­су­дар­ства не мо­жет сей­час тра­тить вре­мя на фор­маль­ные от­че­ты. Офи­ци­аль­но боль­ше го­во­ри­лось о раз­ви­тии об­ла­сти, но вполне оче­вид­но, что да­ле­ко не все по­па­ло в кадр. Судя по все­му, ос­нов­ны­ми ста­ли все-таки во­про­сы, свя­зан­ные с транс­порт­ным ко­ри­до­ром «Се­вер – Юг», ко­то­рый сей­час ста­но­вит­ся крайне важ­ным, а воз­мож­но, и клю­че­вым, учи­ты­вая рас­ши­ре­ние от­но­ше­ний с Ира­ном. Тем бо­лее что встре­ча с аст­ра­хан­ским гу­бер­на­то­ром про­шла сра­зу по­сле ви­зи­та Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на в Те­ге­ран.

Меж­ду тем даже в про­то­коль­ную съем­ку по­па­ло об­суж­де­ние ре­ги­о­наль­ных про­блем, ко­то­рые сто­ят да­ле­ко не пер­вый год. По­след­ние три года и во­все идет яв­ная де­гра­да­ция со­ци­аль­ной сфе­ры, ин­фра­струк­ту­ры. Ка­та­стро­фи­че­ская си­ту­а­ция за это вре­мя сло­жи­лась в до­рож­ном стро­и­тель­стве. Сей­час уско­рен­ны­ми тем­па­ми пы­та­ют­ся хоть как-то по­пра­вить по­ло­же­ние: в об­ласт­ном цен­тре до­рож­ное по­кры­тие за три года было про­сто уни­что­же­но. Здесь яма, до­жди, сто­ка нет – зи­мой все за­мер­за­ет, вода раз­ру­ша­ет ас­фальт че­рез мик­ро­тре­щи­ны, каж­дую вес­ну необ­хо­ди­мо все пе­ре­кла­ды­вать. Но по­след­ние три года ни­че­го не де­ла­лось. Сно­ва на­ча­ли каж­дый день от­клю­чать элек­тро­энер­гию, о чем жи­те­ли уже успе­ли за­быть. Все это свя­за­но с об­щей де­гра­да­ци­ей ин­фра­струк­ту­ры.

К со­жа­ле­нию, Сер­гей Мо­ро­зов был со­вер­шен­но слу­чай­ной фи­гу­рой на по­сту гу­бер­на­то­ра. По­том ны­неш­ний гла­ва ре­ги­о­на Игорь Ба­буш­кин два года не мог сфор­ми­ро­вать пра­ви­тель­ство. Фак­ти­че­ски бо­лее-ме­нее устой­чи­вое пра­ви­тель­ство по­яви­лось толь­ко око­ло года на­зад. В ре­ги­оне ост­ро сто­ит про­бле­ма с кад­ра­ми: за по­след­ние годы мно­гие про­сто уеха­ли. Люди на­ча­ли уез­жать еще при Жил­кине, но по­сле его ухо­да ощу­ща­ет­ся ко­лос­саль­ный от­ток пер­спек­тив­ной мо­ло­де­жи. Пока этот про­цесс не оста­но­вил­ся.

Одну из ак­ту­аль­ных про­блем ре­ги­о­на – рас­се­ле­ние вет­хо­го жи­лья, о чем тоже го­во­ри­лось на встре­че с пре­зи­ден­том, – ре­шить вполне ре­аль­но. При усло­вии, что бу­дут день­ги. На мой взгляд, ре­шить про­бле­му при до­ста­точ­ных вло­же­ни­ях мож­но в те­че­ние 7–10 лет. Все за­ви­сит от вло­же­ний и успеш­но­сти их ре­а­ли­за­ции: вло­жить мож­но мно­го, но ре­зуль­тат мож­но по­лу­чить очень раз­ный. Хотя, ко­неч­но, си­ту­а­ция с вет­хим жи­льем не так про­ста, как ка­жет­ся. Аст­ра­хань – ис­то­ри­че­ский го­род. В про­шлом году об­ласт­ное пра­ви­тель­ство ини­ци­и­ро­ва­ло воз­му­ти­тель­ную кам­па­нию по сно­су ис­то­ри­че­ских зда­ний в цен­тре. Чи­нов­ни­ки быст­ро на­ча­ли го­во­рить, что со­всем не это име­ли в виду, а толь­ко хо­те­ли со­хра­нить ис­то­ри­че­ское на­сле­дие. Тем не ме­нее в спис­ки ава­рий­ных до­мов неожи­дан­но для мно­гих по­па­ло огром­ное ко­ли­че­ство доб­рот­ных ста­рых особ­ня­ков, из ко­то­рых ни­кто не хо­тел пе­ре­се­лять­ся.

В го­ро­де есть две ка­те­го­рии ста­ро­го жи­ло­го фон­да: доб­рот­ные дома, ко­то­рые про­сто­ят доль­ше, чем но­вые вы­сот­ки, и раз­ва­лю­хи, в ко­то­рых дей­стви­тель­но невоз­мож­но жить. При этом в цен­тре го­ро­да прак­ти­че­ски нет ка­на­ли­за­ции. Стро­ить ее невоз­мож­но, по­то­му что по цен­тру про­хо­дит ста­рая де­ре­вян­ная ка­на­ли­за­ция, то есть де­ре­вян­ные тру­бы боль­шо­го диа­мет­ра.

Ве­ро­ят­но, в бли­жай­шее вре­мя все-таки долж­ны уве­ли­чить­ся вло­же­ния в ин­фра­струк­ту­ру ре­ги­о­на, по­сколь­ку стро­ить нуж­но дей­стви­тель­но мно­го. Транс­порт­ный ко­ри­дор «Се­вер – Юг» пока боль­ше су­ще­ству­ет на бу­ма­ге. Вод­ные пути тоже очень силь­но де­гра­ди­ро­ва­ли с со­вет­ских вре­мен. То­гда на всем про­тя­же­нии ка­на­ла непре­рыв­но ра­бо­та­ли зем­сна­ря­ды и дра­ги. Углуб­ле­ние ве­лось каж­дый день, глу­би­на дей­стви­тель­но была 5 м и чуть бо­лее. Сей­час она ме­нее 4 мет­ров. Суда ста­ли са­дить­ся на мель чуть ли не каж­дую неде­лю. Су­до­вла­дель­цы жа­лу­ют­ся, что им при­хо­дит­ся вме­сто 5 ты­сяч тонн гру­зить 3 ты­ся­чи, по­сколь­ку тор­го­вые суда с пол­ной осад­кой не мо­гут прой­ти че­рез ка­нал.

По су­хо­пут­но­му со­об­ще­нию про­ры­вом ста­ла ав­то­до­ро­га от Аст­ра­ха­ни до Киз­ля­ра, ко­то­рую на­ча­ли стро­ить еще при Жил­кине. До это­го там была про­сто пу­сты­ня. Те­перь по пу­стыне про­ло­же­на очень при­лич­ная (по на­шим мер­кам) до­ро­га. Но как толь­ко она до­хо­дит до Ли­ма­на, то упи­ра­ет­ся в обыч­ные внут­ри­об­ласт­ные до­ро­ги. И от Ли­ма­на до Аст­ра­ха­ни нор­маль­ной трас­сы нет, как и от Аст­ра­ха­ни до Вол­го­гра­да. Име­ю­щу­ю­ся до­ро­гу пы­та­ют­ся ре­мон­ти­ро­вать, но она как была од­но­по­лос­ной, так и оста­лась. Если на нее пой­дут боль­ше­гру­зы, то они по­па­дут в иголь­ное ушко. По сути, вся Аст­ра­хан­ская об­ласть – от Ли­ма­на и прак­ти­че­ски до Вол­го­гра­да – это иголь­ное ушко. И сам Вол­го­град тоже. Нор­маль­ный ав­то­бан есть толь­ко се­вер­нее Вол­го­гра­да – на Моск­ву. А объ­езд­ной до­ро­ги во­круг Вол­го­гра­да не су­ще­ству­ет – толь­ко фраг­мен­ты.

Кро­ме того, в рам­ках транс­порт­но­го ко­ри­до­ра есть нема­ло дру­гих про­блем (на­при­мер, с той же про­пуск­ной спо­соб­но­стью на по­гран­пе­ре­хо­дах). Но, ко­неч­но, оче­вид­но, что сей­час пой­дут се­рьез­ные вло­же­ния в ре­ше­ние при­о­ри­тет­ных за­дач.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: