Координация парламентов: стратегическая идея с рядом «но»
Идея координации законодательной деятельности федеральных и региональных органов власти, на первый взгляд, может показаться интересной, но есть несколько существенных «но», которые необходимо учитывать.
Первое, в соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции, право законодательной инициативы и так принадлежит законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Зачем нужна координация со стороны Госдумы и Совфеда, если они сами обладают идентичными полномочиями? С точки зрения повышения контроля за принимаемыми решениями это совершенно неуместно, потому как в депутаты региональных парламентов выбирают таких же людей, как в Госдуму. Они осуществляют свои полномочия, соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Зачем создавать ещё одно «сито», непредусмотренное действующими нормативными актами?
Если качество работы и законодательных инициатив региональных и местных депутатов низкое, так как их законодательные инициативы не проходят, то может стоит озаботиться повышением их правовой грамотности, культуры, как минимум, через избирательное законодательство? То есть, если кандидат при выдвижении, регистрации, и иных избирательных действиях нарушает закон, может ему и не стоит быть депутатом, или в обязательном порядке обратиться к профессионалам – политическим юристам, которые могут сопровождать не только его избирательную кампанию, но и всю его депутатскую деятельность?
В противном случае встаёт вопрос о необходимости прекращения полномочий всех некомпетентных депутатов или региональных заксобраний, если таковые есть, и передачи их полномочий Госдуме и Совфеду – это будет эффективнее, рациональнее и экономнее. Второе, если мы создаем дополнительный барьер на пути «некачественного» законопроектного творчества регионалов, то почему бы такой же барьер не создать на пути «некачественного» законотворчества федеральных органов власти и не ввести ещё парочку координирующих инстанций между Федеральным собранием и президентом? Подобные координирующие органы можно плодить до бесконечности, когда же депутаты будут заниматься не координацией нижестоящих товарищей, а своими прямыми обязанностями?
Эту задачу можно решить не созданием барьеров, а повышением качества работы самих законодательных органов, прозрачностью и открытостью всех процедур законотворчества. Если депутаты какого-либо законодательного собрания выступают с инициативой – эта инициатива должна быть широко и публично обсуждена, должны быть сделаны соответствующие экспертные оценки. Если эти вещи не сделаны, то необходимо ставить вопрос о некомпетентности соответствующих депутатов, неспособности выполнять взятые перед избирателями обязательства, об отзыве депутатов, роспуске соответствующего законодательного собрания, мерах прокурорского, общественного надзора. В противном случае, сколько не координируй усилия Госдумы и Совфеда с региональными властями, они могут вылиться либо в подмену федералами регионов, либо снижение количества законодательных инициатив до минимума.
Идея координационного совета, безусловно, — это стратегическая идея, но только в том случае, если было бы необходимо помогать работать действующей системе законотворчества, а у нас она, к большому сожалению, принимает неадекватные формы и любая координация никаких проблем решить не может. Любая инициатива должна иметь под собой логическое обоснование. Если сейчас большинство региональных законопроектов не проходят даже Госдуму, то это показывает либо низкое качество региональных инициатив, либо особые требования федеральных властей к региональному законотворчеству.
Эта же позиция должна распространяться и на реализацию послания президента Федеральному собранию. Президент показал общее направление работы, задача депутатов любого уровня не брать под козырёк, они не исполнительная власть, а проявлять инициативу в решении действительных проблем конкретных избирателей, в зависимости от уровня законодательного органа, конечно, руководствуясь положениями послания.
Кроме того, вмешательство федеральной власти в деятельность региональной власти, скорее всего, снизит авторитет региональной власти, которая окажется не способна сама решить проблемы, в глазах избирателей. Выстраивание властной вертикали в рамках законодательной ветви власти — тупиковое решение, на мой взгляд. Оно не позволит формироваться кадровым лифтам, снизит ответственность регионалов перед избирателями – инициативу же координирует федеральный совет, а значит, они устранят все ошибки, они отвечают за это, а мы тут занимаемся мелкими региональными проблемами. Все иные вопросы – не нашего ума дела, что автоматически повлечёт за собой дальнейшее снижение качества законотворческой деятельности в регионах, повысив только их контролируемость.
Безусловно, необходима стабилизация действующего законодательства, принятие стратегии его развития, в том числе и в соответствии с посланием президента, но никакая координация не может научить людей работать стратегически, а не конъюнктурно, тем более, когда выше есть контролирующие инстанции и «своя голова» не нужна, разве что только в контексте опасений санкций сверху.
А депутат должен боятся, в первую очередь, не вышестоящих депутатов, а своего избирателя, который должен иметь реальную возможность его отозвать, прокурору, которая должна активно участвовать в законотворческом процессе и может вынести предупреждение, принять другие меры прокурорского реагирования, эксперта, который развенчает все «благостные идеи» нового законопроекта, СМИ, партий, которые во всеуслышание раструбят о несостоятельности инициативы, и заставят внести необходимые корректировки.
Законодательные инициативы должны идти снизу, из самих регионов, а не из Госдумы или Совфеда – вот что такое системная работа. Управление всеми процессами из Москвы вряд ли принесет положительные решения существующей проблеме. Вот когда система будет работать как часы, вот тогда и можно будет включать координационные механизмы, для ее текущего усовершенствования, доработки, корректировки. Сейчас, когда системы нет даже в зачаточном состоянии, любая координация привнесет только больше хаоса и бессистемности в распределение полномочий между регионами и Центром.