Концессии для Новосибирской области оказались неэффективным методом работы, но от них почему-то не отказываются
В Новосибирске возбуждено уголовное дело в отношении руководителя компании-концессионера ООО «Пятая концессионная компания «Просвещение» Отто Сопроненко. Следствие полагает, что по его вине были сорваны сроки строительства шести школ на 5,7 тыс. учеников. Строительство предполагалось завершить в декабре 2022 года, на данный момент готовность учебных заведений составляет от 13 до 22%, а ущерб государству – 3,1 млрд рублей.
Вопрос с концессиями несет очень серьезную негативную социальную и экономическую окраску. Например, концессионное строительство четвертого моста снова задерживается, транспортный коллапс продолжается. Также мы знаем беду с поликлиниками, стоимость которых увеличилась в два раза по сравнению с первоначальной. И далеко не по всем из них началась реализация. С мусорной концессионной реформой тоже возникли проблемы.
Концессии для Новосибирской области оказались, как мы сейчас видим, довольно неэффективным методом работы. Депутатский корпус поднимал эти вопросы и год, и два года назад, эту ситуацию депутаты видели заранее и всеми силами пытались предупредить, что необходимо немедленно принимать срочные решения по урегулированию. Пока мы не видим подвижек в этой сфере. Контрольно-счетная палата Новосибирской области больше года назад выдала заключение о неэффективности заключенных концессионных проектов.
Некоторые регионы, в том числе и наши, сибирские, отказываются от концессионных соглашений из-за неэффективности. Есть возможность взять федеральные кредиты, которые фактически беспроцентные. Это было бы намного дешевле и эффективнее, если заниматься стройкой собственными силами за счет бюджета и бюджетных учреждений обычных подрядчиков, а не концессионеров. Об этом говорил и президент РФ Владимир Путин несколько лет назад. Постоянное увеличение цен концессионных проектов вызывает очень большие вопросы, как и затягивание сроков. Даже если мы говорим о концессионных механизмах, то это подразумевает, что концессионер вкладывает собственные деньги в большей части во время строительства и реализации проектов. Но мы видим, что концессионер в данном случае фактически ничего не вкладывал, все производилось за бюджетный счет. Тогда какой смысл оставаться должным концессионеру, если по большому счету объекты строятся плохо за бюджетный счет? А потом еще бюджет останется должным концессионеру, который фактически не вкладывает своих денег.
Такие срывы проектов негативно влияют на восприятие нашими жителями в целом властных полномочий. Вопрос не по губернатору по большому счету – в целом происходит снижение доверия к депутатам, к органам региональной власти, к правоохранительным органам.