Консервация депутатского корпуса и новые центры силы
Возвращение одномандатных округов во многом будет работать не на обновление, а на консервацию депутатского корпуса. Во-первых, в самих одномандатных округах все партии наблюдали, что на предыдущих региональных выборах, которые проходили в сентябре, была более низкая явка. Был полумертвый летний период избирательной кампании, поэтому у кого лучше стартовые позиции? Безусловно, у человека, который уже неоднократно участвовал в выборах по конкретному округу или в принципе является медийным публичным лицом. Так что большой соблазн выставить по округам не новичков, а медийных известных персонажей, по принципу «коней на переправе не меняют», будет все-таки достаточно велик.
По спискам то же самое. В два раза меньше будет избираться по спискам. Важнейшие места займут либо медийные фигуры, которые будут лицом региональной группы, либо партийные функционеры, которые хотят обеспечить себе надежный способ возвращения в Госдуму. И если на прошлых выборах, когда Дума формировалась только по спискам, был шанс у относительных новичков пройти в случае какой-то удачи, возглавив либо региональные группы в регионах, которые для партии являются слабыми, либо какие-то не первые места в региональных группах других, то сейчас такой возможности не будет.
С другой стороны, тоже не все так просто. В 2003 году, когда последний раз до этого Госдума формировалась по смешанной системе, видели, что эти заслуженные кони, которых не меняют на переправе, которые избирались по несколько раз в одном округе и имеют даже федеральную известность, так же спотыкаются, ломают ноги и их обходят куда менее известные персонажи в своих же округах. Как правило, тогда это были представители бизнеса, связанные либо с губернаторским корпусом, либо с местными муниципальными элитами, которые, пользуясь активными вложениями в округ, могли обходить других, которые избирались по многу разу.
Сейчас позиции даже для статусных игроков будут гораздо слабее, поскольку выборы по тем же округам у нас не проводились уже 13 лет именно на федеральном уровне, «привязка» этих фигур ослабла. Количество самих этих фигур в партиях уменьшилось. Даже по старым партиям мы видим – по губернаторским выборам, где гораздо меньше приходится подбирать персонажей для участия в гонке, даже КПРФ, у которой есть и бренд, и определенный круг людей, которые на разных уровнях в выборах участвуют уже давно, во многих регионов вынуждена была выставлять кандидатов-варягов. Не всегда это означает, что это ослабляет их позиции. Можем вспомнить Сергея Мамаева в Марий-Эл. Человек вышел по официальным итогам фактически на второе место, Маркелова заставил вести сложную кампанию. Есть и подспудный вопрос. Победа в одномандатном округе, безусловно, повышает акции политика во внутрипартийной борьбе.
Нынешнее предложение о пакетном соглашении между «Единой Россией» и парламентской оппозицией о разделе округов – это, по сути, попытка повлиять еще раз со стороны «Единой России» на внутрипартийную политику в парламентских партиях. Людей, которые сейчас получат от системной оппозиции результаты по округам или тем более пройдут, их в каждой партии будет очень немного. Таким образом, их авторитет и влияние там поднимется, а значит, появятся новые центры силы, к которым будет обращено внимание. То же самое на уровне региональной политики, но по отношению к региональным властям.