Конфликт в Курской области из-за проекта завода удобрений может стать долговременным
Губернатор Курской области Роман Старовойт поручил правительству региона провести общественное обсуждение проекта завода азотных удобрений. Решение о строительстве пока не принято, отметил губернатор. Жители Курска между тем подписывают онлайн-петиции против создания завода и отправляют обращения в различные инстанции.
Я думаю, в основе конфликта три важных ракурса. Первый ракурс – что для региона важнее: экономический рост или сохранение экологии? Эта проблематика периодически возникает не только в России. Если рассуждать рационально, то для Курской области, которая всегда находилась в середняках экономического развития в ЦФО, это очень хороший шанс. Представьте, что региональная власть договорилась с инвестором, который пообещал около 70 млрд рублей и 200 новых высокооплачиваемых рабочих мест. Для региона, который в большей степени был аграрным, это промышленное производство многого стоит. Тем более что у соседей, например в Тамбовской и Липецкой областях, катастрофически падает производство. В этом отношении Курская область благодаря новому производству выбивается в регионы, где реализуются индустриальные проекты. Безусловно, это даст большую часть налогов. Конечно, у людей есть опасения, что это может создать экологическую катастрофу, утечки, поэтому они беспокоятся о своей безопасности. Мне думается, что необходим серьезный круглый стол, где специалисты покажут все плюсы и минусы проекта. Я полагаю, что проект должен быть реализован в Курской области. Он даст серьезный экономический рост. А людям нужно объяснить, что все необходимые экологические гарантии должны быть соблюдены.
Второй ракурс. Есть два подхода к вопросу участия людей в политике. Есть так называемая проблема массовой политики, когда люди эмоционально идут решать вопросы. В нашей истории это заканчивалось, как правило, плохо, потому что люди не всегда могут быть компетентны, они не знают ситуации. 1917 и 1991 годы показали, что массовая политика приносит революции и социальные потрясения. Нам это совершенно не нужно. Но есть и другой подход – элитарный. Власть пытается навязать свою линию – это не всегда хорошо, потому что людям необходимо объяснение. В этой ситуации нужен гибридный вариант, диалог между властью и бизнесом с одной стороны и активом. Все население или 5 тыс. человек, которые подписали петицию, не смогут принять участие, но активисты должны выстроить диалог и найти компромисс. Это хороший выход. В Воронежской области в 1990 году строилась атомная станция теплоснабжения, провели референдум. Люди, не очень рационально мыслящие, высказались против, стройку остановили. Спустя какое-то время оказалось, что это было плохо.
Третий ракурс. Люди соскучились по политике. Выборы сейчас превращаются в референдумы, а населению нужно показать, что они граждане, которые на что-то влияют. В Курске образовалась группа людей, которые не интегрированы в региональную элиту. У них появилась возможность возглавить протест. Это шанс для появления политического лифта. Поэтому при любом раскладе они смогут себя реализовать. Если власть дрогнет, они станут народными лидерами. Если власть пойдет на компромисс (не с массой же вести диалог), они смогут интегрироваться во власть, предложить свои проекты, получить средства на их реализацию. То есть власти должны выходить на политический торг, на заключение политической сделки. Они от этого, безусловно, выиграют.
Я думаю, сейчас только начало инициации конфликта между властью и общественными активистами, за которыми стоит население. Конфликт этот будет долговременный, не сразу удастся найти решение. Конфликт будет увязан с электоральным процессом, с губернаторскими выборами в Курской области (состоятся в 2024 году – прим. РК). Если Старовойт все же почувствует угрозу для своего рейтинга, он попробует отказаться от проекта, а если почувствует, что общественность готова идти на уступки, то попытается пойти на сделку с активистами и все же реализовать проект, потому что он необходим Курской области.