Кому мешают рынки
Рынки и их проблемы-эта тема стала сегодня одной из главных в средствах массовой информации на прошлой неделе. Беспрецедентный случай нападения торговца на сотрудника полиции стал поводом для проведения "зачисток" объектов рыночной торговли.
А если бы не произошло избиение полицейского на Матвеевском рынке, мы бы так и продолжали жить с существующими проблемами антисанитарии, эмиграционного беспредела, нарушений правил пожарной безопасности, ухода от налогов? Сегодня руководители федеральных служб, ответственные за данные вопросы, аргументируют свою пассивную позицию требованиями федерального законодательства и в частности, положениями 294 ФЗ, запрещающего проверки субъектов малого бизнеса, чаще, чем один раз в три года!? Более того, чиновники отмечают, что любое расследование без согласования с прокуратурой, без заблаговременного уведомления нарушителей, классифицируется контрольным органом, как коррупционное проявление и незаконное деятельность.
То есть, люди, назвавшиеся предпринимателями и творящие беззаконие, защищаются государством, а остальные граждане, независимо от их места работы, такой привилегии не имеют. И никто в этом не хочет разбираться, впрочем как и в законодательстве, регулирующем в нашей стране рыночную торговлю. Не удивляйтесь, у нас есть специальный Закон о рынках, принятый в 2006 году, задолго до принятия Закона о торговле, который должен регулировать данный вид деятельности, но не регулирует. Тогда Президент РФ Владимир Путин дал срочное указание правительству разработать меры по наведению порядка на рынках. Их разработали, но полностью отвергли мнения профессионалов. В результате получился бесполезный закон, в котором понятие лицензии заменили, конечно в целях защиты предпринимателей, понятием специального разрешения. А важнейшие документы, связанные с учетом и контролем за торгующими, ведение паспортов комплексной безопасности передали от органов исполнительной власти к управляющим рынками компаниям, а также установили срок, когда все рынки должны переехать в капитальные сооружения.
К чему это привело мы знаем. Но все эти годы ответственные чиновники упорно, и я думаю весьма заинтересовано, молчали о существующих проблемах. Пока не грянул гром! И теперь они "зачищают" данный сектор торговли, даже приостанавливают его деятельность, выявляют вопиющие нарушения, как будто вчера всего этого клубка проблем не было. Когда отраслевой закон не служит интересам государства, его необходимо изменить, но у наших законодателей нет на это времени, они заняты более важными делами.
Переходя к макроэкономике, хочу сказать, что рыночный формат торговли, как саморегулируемый процесс, возникает, когда в нем есть необходимость,и исчезает, когда перестает быть востребованным. Многие рынки появились более 20 лет назад самостоятельно, когда в магазинах не было ничего, кроме пустых полок, и до сих пор пользуются большим спросом. Обещанное снижение цен, связанное со вступлением нашей страны в ВТО не произошло. Ну не работает в нашей стране закон мировой экономики! Вернее работает, с точностью до наоборот. Розничные сети, которые сегодня являются фактически монополистами рынка, связывают понижение цен в оптовом звене только со своей личной прибылью. Я приведу только один пример, связанный с понижением на 20% цен на зерно, при этом цена хлеба продолжает расти!?
Кому мешают рынки? Только сетевикам и коррумпированным чиновникам. Все цивилизованные государства, с целью поддержки малого бизнеса, жестко ограничивает сетевую торговлю, А в нашей потребительской сфере складывается тенденция к развитию сетевой экспансии и искусственного поглощения открытых форматов торговли.
Но простым людям, которых принято называть социально незащищенными, фермерам,которым негде продавать свою продукцию, местной пищевой и перерабатывающей промышленности рынки нужны,как нужны и России, для обеспечения добросовестной конкуренции товаров. А вот какими им быть, зависит сегодня, к сожалению, только от
политической воли.