Коалиционное правительство КПРФ и ЛДПР: попытка ликвидировать кадровый голод
ЛДПР и КПРФ договорились о коалиционном соглашении в ряде российских регионов, где на выборах губернаторов победили кандидаты от оппозиции, сообщает ТАСС. Об этом на днях в Госдуме заявил лидер либерал-демократов Владимир Жириновский. По его словам, достигнута договоренность с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым. «Везде будет губернатор, который победил, а замы — от других парламентских партий», — сказал Жириновский. Он назвал шесть регионов, где «может быть многопартийная демократия». «Это Смоленск, Владимир, Хабаровск, Орел, Иркутск и Абакан (Хакасия)», — перечислил Жириновский. Лидер КПРФ сообщил только о двух регионах, в которых коммунисты готовы формировать коалиционное правительство с либерал-демократами: в Хабаровском крае и во Владимирской области. Возможность формирования коалиционного правительства рассматривается и в Хакасии.
С учетом гибкой политической ситуации в нашей стране, немного непредсказуемых результатов последних выборов говорить о стабильности политической конструкции, партийной конструкции достаточно тяжело. Образуются союзы, в рамках исполнительной власти возникают новые договоренности, в том числе затрагивающие формирование правительства. Это естественный процесс. Федеральная повестка в плане идеологических взглядов скорее свойственна Москве, а на уровне регионов наблюдается достаточная разнородность кадров и неготовность отдельных парламентских партий (я имею в виду ЛДПР, «СР» и КПРФ) так или иначе осуществлять те функции, которые им сейчас предстоит выполнять в исполнительной власти. Это объединение, на мой взгляд, является попыткой поиска точек опоры, кадров и возможностей для сотрудничества и реализации каких-то реальных идей и планов, которые заложены в их программы. На уровне регионов эти идеологические различия сглаживаются, потому что там более актуальна региональная повестка и для самих избирателей, и для партий. То есть они не могут изо дня в день говорить людям только о федеральных вопросах. Судя по заявлениям губернаторов, победивших во втором туре, они не слишком жестко придерживаются партийной политики.
Ни КПРФ, ни ЛДПР жесткостью идеологических догматов не отличались. Они достаточно гибко подходят к этому вопросу. Коммунисты периодически дрейфуют в сторону социал-демократов, а представители ЛДПР придерживаются гибкой идеологии, если сравнивать их позиции в 1990-е годы и сейчас, то они сильно изменились по многим вопросам. В частности, стало меньше эпатажных заявлений от Владимира Жириновского. Поэтому говорить о том, что эта конструкция нежизнеспособна (коалиционное соглашение — прим. ред.) в силу идеологических различий, мне кажется не совсем корректным. Потому что она, по сути, держится на прагматичном интересе, желании найти более или менее адекватные кадры, потому что кадровый голод есть в этих двух партиях. Они совершенно не были готовы к такому результату, объективно говоря. Они выдвигали технических кандидатов, которые вдруг заняли руководящие посты. Как они сейчас будут выстраивать отношения с учетом того, что местная элита слегка от них далека и непонятна, — это пока открытый вопрос. Им нужно искать союзников везде и договариваться со всеми экономическими и политическими группами.
Безусловно, эта конструкция очень сложная и неустойчивая, она будет постоянно меняться и перетекать во что-то новое. Но это естественный процесс. Возможны какие-то конфликтные и форс-мажорные ситуации даже не между двумя партийными структурами, которые оказались в одном оппозиционном лагере, а скорее между этими объединениями и региональными элитами, которые формировались из совершенно другой партии (из «ЕР»). На мой взгляд, в этом будет главный камень преткновения.
Получится у них что-то из этих коалиций или нет, нельзя сказать однозначно. Однако и утверждать, что предложенный ими вариант взаимодействия разрушится, тоже нельзя. Однозначно придется искать компромиссы, потому что они будут находиться между федеральной властью и своими избирателями. Им больше не на кого опереться, свои региональные элиты они не сформировали. Поэтому турбулентности во взаимоотношениях между федеральной властью и избирателями это будет добавлять однозначно: в вопросы связанные с формированием правительства и местной власти, на которую региональная и исполнительная власть всегда делали ставку, выборы или довыборы в заксобрания регионов. То есть это процесс достаточно сложный и прогнозирование его результатов на текущий момент больше напоминает гадание на кофейной гуще. Желающих делать это много, но вряд ли данные прогнозы будут иметь серьезное обоснование.