Коалиционное правительство КПРФ и ЛДПР: попытка ликвидировать кадровый голод


ЛДПР и КПРФ договорились о коалиционном соглашении в ряде российских регионов, где на выборах губернаторов победили кандидаты от оппозиции, сообщает ТАСС. Об этом на днях в Госдуме заявил лидер либерал-демократов Владимир Жириновский. По его словам, достигнута договоренность с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым. «Везде будет губернатор, который победил, а замы — от других парламентских партий», — сказал Жириновский. Он назвал шесть регионов, где «может быть многопартийная демократия». «Это Смоленск, Владимир, Хабаровск, Орел, Иркутск и Абакан (Хакасия)», — перечислил Жириновский. Лидер КПРФ сообщил только о двух регионах, в которых коммунисты готовы формировать коалиционное правительство с либерал-демократами: в Хабаровском крае и во Владимирской области. Возможность формирования коалиционного правительства рассматривается и в Хакасии.
С учетом гибкой политической ситуации в нашей стране, немного непредсказуемых результатов последних выборов говорить о стабильности политической конструкции, партийной конструкции достаточно тяжело. Образуются союзы, в рамках исполнительной власти возникают новые договоренности, в том числе затрагивающие формирование правительства. Это естественный процесс. Федеральная повестка в плане идеологических взглядов скорее свойственна Москве, а на уровне регионов наблюдается достаточная разнородность кадров и неготовность отдельных парламентских партий (я имею в виду ЛДПР, «СР» и КПРФ) так или иначе осуществлять те функции, которые им сейчас предстоит выполнять в исполнительной власти. Это объединение, на мой взгляд, является попыткой поиска точек опоры, кадров и возможностей для сотрудничества и реализации каких-то реальных идей и планов, которые заложены в их программы. На уровне регионов эти идеологические различия сглаживаются, потому что там более актуальна региональная повестка и для самих избирателей, и для партий. То есть они не могут изо дня в день говорить людям только о федеральных вопросах. Судя по заявлениям губернаторов, победивших во втором туре, они не слишком жестко придерживаются партийной политики.
Ни КПРФ, ни ЛДПР жесткостью идеологических догматов не отличались. Они достаточно гибко подходят к этому вопросу. Коммунисты периодически дрейфуют в сторону социал-демократов, а представители ЛДПР придерживаются гибкой идеологии, если сравнивать их позиции в 1990-е годы и сейчас, то они сильно изменились по многим вопросам. В частности, стало меньше эпатажных заявлений от Владимира Жириновского. Поэтому говорить о том, что эта конструкция нежизнеспособна (коалиционное соглашение — прим. ред.) в силу идеологических различий, мне кажется не совсем корректным. Потому что она, по сути, держится на прагматичном интересе, желании найти более или менее адекватные кадры, потому что кадровый голод есть в этих двух партиях. Они совершенно не были готовы к такому результату, объективно говоря. Они выдвигали технических кандидатов, которые вдруг заняли руководящие посты. Как они сейчас будут выстраивать отношения с учетом того, что местная элита слегка от них далека и непонятна, — это пока открытый вопрос. Им нужно искать союзников везде и договариваться со всеми экономическими и политическими группами.
Безусловно, эта конструкция очень сложная и неустойчивая, она будет постоянно меняться и перетекать во что-то новое. Но это естественный процесс. Возможны какие-то конфликтные и форс-мажорные ситуации даже не между двумя партийными структурами, которые оказались в одном оппозиционном лагере, а скорее между этими объединениями и региональными элитами, которые формировались из совершенно другой партии (из «ЕР»). На мой взгляд, в этом будет главный камень преткновения.
Получится у них что-то из этих коалиций или нет, нельзя сказать однозначно. Однако и утверждать, что предложенный ими вариант взаимодействия разрушится, тоже нельзя. Однозначно придется искать компромиссы, потому что они будут находиться между федеральной властью и своими избирателями. Им больше не на кого опереться, свои региональные элиты они не сформировали. Поэтому турбулентности во взаимоотношениях между федеральной властью и избирателями это будет добавлять однозначно: в вопросы связанные с формированием правительства и местной власти, на которую региональная и исполнительная власть всегда делали ставку, выборы или довыборы в заксобрания регионов. То есть это процесс достаточно сложный и прогнозирование его результатов на текущий момент больше напоминает гадание на кофейной гуще. Желающих делать это много, но вряд ли данные прогнозы будут иметь серьезное обоснование.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: