Киоски вернутся в города, сейчас они могут быть полезными


Возвращение киосков на улицы крупных российских городов – вполне вероятная перспектива, призванная поддержать занятость и дать внутренний импульс развитию потребительских рынков. Падение импорта и прошедшие волны ажиотажного спроса на товары массового потребления требуют оперативных решений. Киоски – одно из них.

Если посмотреть на эволюцию киосков, то мы увидим, что в первое десятилетие 2000-х киоски вытеснялись средними и крупными торговыми комплексами, главным преимуществом которых были более широкий ассортиментный ряд и универсальная направленность. После 2010-го конкуренцию киоскам начали составлять онлайн-магазины. Апогеем торжества онлайн-торговли стали 2020-й и сопутствующие локдауны. Очевидно, что численность киосков и аналогичных малых форм торговли менялась неравномерно в разрезе городов. Так, часть товаров (газеты, журналы и табачные изделия) продавалась в крупных торговых сетях нередко хуже, чем в привычных киосках. Где-то сказывались традиционный уклад и мнение, согласно которому продукция в киосках свежее и оригинальнее в сравнении с той, что была в сетевых супермаркетах.

В крупнейших городах тренд на снижение численности киосков был более очевидным и обуславливался двумя факторами. Во-первых, сравнительно меньшей экономической эффективностью киосков. Во-вторых, коррекцией экстерьера и антуража городских улиц, где киоски рассматривались как анахронизм.

Рост числа киосков возможен преимущественно в сфере традиционных нишевых товаров. Их массовый ренессанс едва ли можно представить. Потребитель привык закрывать свою потребность одним заказом, будь то крупный торговый центр или онлайн-магазин. Вместе с тем поддержка занятости сегодня является, пожалуй, приоритетной задачей. Здесь киоски, равно как и ярмарки выходного дня, могли бы проявить себя с лучшей стороны.

Нивелирования впечатления «новых 1990-х» можно было бы достичь путем продуманной ассортиментной политики: сделать так, чтобы в киосках реализовывались те товары, которые непросто достать в сетевых супермаркетах. При реализации грамотных маркетинговых решений новые киоски могли бы вызывать, скорее, положительные эмоции.

Влияние текущих процессов на экономическое состояние торговых центров сопоставимо с воздействием пандемии: простой, задержка оплаты аренды, быстрая смена вывесок и тому подобное. В среднесрочной перспективе фрагментация ТЦ может вырасти: внутри одного ТЦ будет не 20, а 120 магазинов, причем не менее трети из них будут пунктами доставки из онлайн-магазинов. Часть площадей может уйти на развлекательные зоны. Где-то не исключены и центры образования.

В общем и целом ценность международных брендов, скорее всего, будет замещена оригинальностью индивидуальных изделий. Результат – снижение оборота розничной торговли и меньшее количество альтернативных предложений.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: