Приоритетом в развитии Северного Кавказа все же хотят сделать сервисную отрасль. Крупнейшие инвестпроекты в кавказских регионах – это туристические кластеры. «Мамисон», «Ведучи», «Архыз», «Домбай», «Эльбрус», «Алания-парк».
Стойкое ощущение дежавю: все то же самое было уже в 2010 году, когда федералы только начали формировать единую инвестиционную стратегию в СКФО. Все те же самые проекты, причем некоторые из них уже пытались реализовать не впервые (как, например, «Мамисон»).
Замечу, что и без нынешней господдержки туризм на Северном Кавказе чувствует себя неплохо. Даже по официальным данным Ростуризма, с 2019 года турпоток в регионы СКФО вырос в полтора раза, невзирая на пандемию. Частные инвесторы уже построили отели с номерным фондом на 50 тысяч постояльцев. Из зимнего отдых в горах Кавказа стал круглогодичным.
С одной стороны, нужно развивать такую потенциально конкурентоспособную отрасль. С другой стороны, оказываются незаслуженно забыты другие отрасли, которые могли бы в нынешних геоэкономических реалиях оказаться крайне востребованы, – легкая промышленность, логистика. Уже на первом этапе развития инвестиционного региона (в 2010–2014 годы) такой дисбаланс показал свою несостоятельность. Зачем снова наступать на те же грабли?