Кампания в Мосгордуму будет конкурентная и интересная: избирком лояльно подошел к регистрации кандидатов


Завершилась регистрация кандидатов в депутаты Московской городской думы восьмого созыва. Всего выдвинулись 389 кандидатов, из них политическими партиями – 291, в порядке самовыдвижения – 98. Представили документы на регистрацию 313 кандидатов. Зарегистрированы 290 кандидатов, 16 отказано в регистрации, 83 утратили статус – отказались от дальнейшего участия в выборах либо были отозваны выдвинувшими их политическими партиями, сообщает Мосгоризбирком.

В кампании решили участвовать все парламентские партии и ряд непарламентских. Это говорит о том, что кампания будет с высоким уровнем конкуренции. В основном выдвиженцы – это представители парламентских партий, а они в идеологическом ключе так или иначе придерживаются патриотической повестки, потому что это соответствует основному запросу избирателей. По социологии мы видим, что более 80% избирателей довольны происходящим в городе, поэтому запроса на оппозиционную в широком смысле этого слова повестку у москвичей нет, как и нет запроса на популизм и бездоказательную критику власти. Сейчас мы наблюдаем, как говорят социологи, сплочение вокруг флага, несмотря на достаточно разнообразный политический ландшафт города.

Несмотря на большое количество выдвинутых кандидатов, мы видели весьма лояльное отношение Московской избирательной комиссии к регистрации, она помогала кандидатам не совершать ошибки при подаче документов. Кампания будет яркая, интересная.

Прогноз неоднократно делался в экспертном сообществе, мы видели прогнозы и АПЭК, и ФоРГО. Я думаю, что речь идет о 38–41 мандате для «Единой России». Поэтому парламентская оппозиция и самовыдвиженцы будут бороться за оставшиеся мандаты. Условно их может быть 8.

Эволюция избирательного законодательства и появление новых способов волеизъявления, которые для москвичей уже становятся привычными, должны сказаться на явке в сторону повышения. Голосование возможно на любом участке через электронный терминал, и это тоже один из удобных способов отдать свой голос, как и ДЭГ. Однако важным фактором станет и то, что у нас это второй электоральный цикл за год. У многих избирателей есть ощущение, что они основной выбор уже сделали. Для Москвы, я думаю, это не очень актуально, но мы это увидим по итоговой цифре явки.

Мы наблюдаем за агитационной частью кампании. В некоторых избирательных округах есть листовки с кандидатами, партийный агитационный материал. Но пик впереди. Мы увидим и наружную рекламу. По крайней мере, представители парламентских партий постараются привлечь внимание избирателей. Поскольку я за этим наблюдаю профессионально, я вижу сейчас активность. Но не знаю, насколько мое видение схоже с видением обычного гражданина, для которого выборы не представляются основной частью рутинной повестки. Также я предполагаю, что кандидаты от партий и самовыдвиженцы будут работать с запросами избирателей, обсуждать городские вопросы, что-то проблематизировать и предлагать решения. Насколько услышат их избиратели, мы увидим по цифрам. Но пока запроса на острую критику власти и резкое изменение вектора развития города у людей нет. Идут городские фестивали, люди массово включаются в них. Поэтому я думаю, что кандидаты будут выступать с какими-то хорошими предложениями, а не с острыми популистскими лозунгами, хотя некоторые субъекты традиционно используют такую повестку. Например, представители КПРФ. Я думаю, что-то острое мы от них услышим. Но услышат ли это москвичи? Они в целом происходящим в городе довольны, и их будет сложно убедить в обратном.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: