Кампания-2016: помогут ли звезды?
Опыт показывает, что на выборах звезды особенно благоволят звездам шоу-бизнеса в двух случаях. Во-первых, если агитационная кампания всех кандидатов проходит максимально незаметно для избирателя. То есть, большинство граждан впервые узнают о претендентах на пост, придя на избирательные участки. Яркий пример – многие кампании по выборам в местные представительные органы в Москве (когда-то Районные Собрания, а позже – Советы депутатов муниципальных округов). Во-вторых, когда избиратель максимально устал ото всех серьезных политиков или отказывается их воспринимать. В обратной ситуации преимущества звезд серьезно ослабевают.
Схожие закономерности действуют и для лидеров партийных списков. Старым партиям, с устоявшимся образом и заметным антирейтингом звезды в списках вряд ли добавят голосов. А вот проектам, работающим с неопределившимися избирателями, «электоральным песком», такие персонажи среди кандидатов будут кстати. Это одна из причин, почему «Справедливая Россия» в 2011 году получила преимущество, построив заметную часть агиткампании вокруг образа легендарной актрисы Риммы Марковой. Зато единороссам многочисленные звезды в списках не особенно помогли.
В партии власти этот опыт явно учли. Интересным примером является Мария Кожевникова. Впервые она баллотировалась в парламент 5 лет назад по региональной группе, охватывающей столицу, и тогда единороссам было вполне достаточно ее узнаваемости, как актрисы из молодежного сериала «Универ». Недавно она выиграла праймериз партии по Вологодской области, ожидается ее выдвижение в парламент по группе списка, включающего этот регион (возможно, вместе с Архангельской областью). И центральные СМИ напоминают о серьезных аспектах ее работы — депутатской инициативе о запрете применять пальмовое масло в детских продуктах. А вологодская пресса обсуждает ее усилия по исключению Учебно-опытного молочного завода ВГМХА им. Н.В. Верещагина из планов приватизации
Предвыборная кампания в Госдуму явно будет активной и конкурентной. Особенно в Свердловской области, где столь же насыщенными будут и выборы в Законодательное собрание. То есть, ситуация далека от тихих выборов, как правило, благоприятствующих звездам шоу-бизнеса. Личное обаяние и узнаваемость Юлии Михалковой в таких условиях может и не принести единороссам много дополнительных голосов.
Правда, «джокером» в предвыборной игре может стать усталость избирателя от старых политиков. В регионах, охваченных затяжными конфликтами, такие настроения повышаются. Возможно, это и сыграло бы на руку единороссам с молодой актрисой в списках. Но в партии власти не стали строить предвыборную кампанию в надежде на непредсказуемую удачу.
Дополнительной причиной отказа Юлии Михалковой от борьбы за мандат в Госдуме может стать намерение единороссов объединить партийные списки Свердловской области с Курганской, Челябинской областью или даже обеими сразу. Если такие слухи подтвердятся хотя бы частично, на проходные места в региональной группе будут претендовать персонажи не только из Свердловской области, и им нужно будет освободить место.
В итоге, по слухам вероятно участие звезды «Уральских пельменей» в выборах Свердловского Законодательного собрания во главе одной из территориальных групп списка «Единой России» (предположительно, Верх-Исетской). Это может быть выгодно и ей самой. Возможно, тройку «медведей» на выборах в региональный парламент возглавит Евгений Куйвашев. Если бы Юлия Михалкова оказалась во главе регионального списка рядом с ним, негативное отношение многих жителей к губернатору стало бы проецироваться и на нее. Возглавив одну из территориальных групп списка, актриса окажется дальше от эпицентра информационных войн.