Как пандемия может изменить внутренний туризм
Каждый Новый год о рекордных цифрах наполняемости местных курортов рапортуют одни и те же регионы: Крым, Краснодарский край, Карачаево-Черкесия, Алтай. Собственно, удивляться тут нечему. Проблема России (и это касается самых разных отраслей – от промышленности до туризма) в крайней неравномерности регионального развития.
Есть крупные центры роста, которые притягивают огромные инвестиции, а с ними и потребительский спрос. А есть огромное количество регионов, имеющих большой потенциал, который реализовать сложно.
Поэтому губернаторы регионов, для которых тот же туризм является основой их сервисной экономики, и будут (что вполне естественно) всеми силами стараться его сохранить, несмотря на любые ограничения. Даже в Европе так же происходит: скажем, если во Франции и в Германии горнолыжные курорты закрывают, то в более компактных и сервисно зависимых Швейцарии и Австрии – нет.
Ну а теперь подумаем, что делать-то. Пандемия со всей очевидностью обозначила эту проблему. С одной стороны, есть над чем задуматься Ростуризму: развивать разные, «немейнстримные» регионы и виды туризма.
Тем более что есть и успешные региональные кейсы, такие как Шумашь в Рязанской области или Рускеала в Карелии.
Недавно я побывал в Северной Осетии и там увидел много чего интересного. Строится горнолыжный курорт «Мамисон», но он не будет вещью в себе, вокруг него формируется туристический кластер, где будет развиваться в первую очередь этнографический туризм.
Ведь Северная Осетия вместе с Кабардино-Балкарией делят первое место в России по количеству археологических памятников. Показывая потомкам это древнее наследие, мы решаем еще и две другие задачи: создаем конкурентоспособный туристический продукт и стимулируем развитие локалитетов (тех же осетинских сел). Причем в республике эгрегором этих изменений является празднование 1100-летия Крещения Алании, которое курирует напрямую Москва.
Еще один наметившийся в регионах тренд, который теперь необходимо поддерживать Ростуризму, – это межрегиональная кооперация. Скажем, кластер «Золотое кольцо Боспорского царства» создается сразу на территории трех регионов ЮФО: Крыма, Краснодарского края и Ростовской области. К счастью, будет здесь реальная альтернатива пляжному и горнолыжному туризму. Из этого же разряда и проект «Чайный экспресс», охватывающий республики Северного Кавказа.
В общем, в регионах есть много best practice, которые просто нужно масштабировать на всю страну, чтобы мы не оставались заложниками мегапроектов.