Минвостокразвития разработало проект правил формирования Фонда развития Арктики. Они были, но доходная часть не позволяла решать все социально-экономические проблемы территории. Юрий Трутнев, когда замышлял этот фонд, говорил, что на его деятельность не потребуется дополнительное бюджетное финансирование. Этот фонд существует самостоятельно за счет средств субъектов Федерации, которые входят в Арктическую зону, поэтому его доходная часть формируется исключительно за счет налоговых поступлений. Изначально было принято решение, что 50% уходят в федеральный бюджет, как во многих субъектах Федерации (а в некоторых даже и больше), а 50% остаются на местах, то есть уходят в фонд для решения социально-экономических проблем территории и выравнивания социального развития. Это первый момент постановления, которое, кстати, еще не принято (это инициатива Минвостокразвития, которую должны утвердить, на мой взгляд, она оптимальна).

Второй момент – подключение к работе инвесторов. Теперь они должны будут предусматривать план социального развития региона. Не просто выкачивать нефть, газ, природные ископаемые и прочее, но еще и развивать территорию, создавать условия для жизни населения.

Арктика – это очень большая территория: девять субъектов Федерации. Почти все северные территории входят в Арктическую зону. Конечно, там много социальных проблем: расселение из аварийного и ветхого жилья, благоустройство, дотации малоимущим и так далее. Естественно, налоговых поступлений при этом на все не хватает. Но прелесть Арктической зоны в том, что это особая зона экономического развития. Все предприятия, которые там существуют, – это резиденты, они пришли на условиях, что от трех до пяти лет инвесторы не платят налоги. И вся эта большая Арктическая зона, с одной стороны, экономически привлекательная, с другой стороны, доходная часть фонда из-за этих особенностей не формируется. Чтобы формировалась доходная часть, предприятия должны будут разрабатывать целый комплекс инвестиционных проектов по социальному развитию территорий. Если проекты будут утверждены президиумом Арктической зоны, то резиденты станут получать дополнительные трансферты для софинансирования расходов на реализацию. Хотите получать софинасирование – предлагайте действительно хорошие и важные для региона проекты.

Эта форма наполнения фонда кажется мне эффективной, потому что она достаточно гибкая и предусматривает эффективность работы региона. То есть получать дополнительные трансферты из федерального бюджета на софинансирование будет возможно только в случае, если включатся региональные власти, которые будут обеспечивать реализацию этих программ развития. Минвостокразвития определило не просто гибкую систему предоставления финансовой поддержки региона, а систему поддержки региона в зависимости от эффективности действий региональных властей.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: