В ходе выступления на Восточном экономическом форуме президент трижды сказал, что развитие Дальнего Востока – это стратегический приоритет России в XXI веке. И понятно почему: Дальний Восток – это для нас ворота в Азию, в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Перспективы глобального хозяйства в ближайшие 20–30 лет будут определяться именно в этом регионе, потому что в нем сосредоточены страны с экономиками, которые создают чуть больше 70% глобального ВВП. Я имею в виду и Китай, и Индию, и Японию, и Австралию, и Соединенные Штаты, и ряд латиноамериканских стран, которые выходят на Тихий океан. А когда у нас тут создается более 2/3 глобального ВВП, то, собственно говоря, мы должны в этом регионе активнейшим образом присутствовать. Альтернативы никакой нет. С этим связано наше экономическое будущее.

Последние годы, действительно, есть определенные сдвиги в стимулировании экономического развития Дальнего Востока. Президент как раз в ходе выступления на форуме высказался, что инвестиции в Дальневосточный регион в среднем втрое выше, чем в других российских регионах. И общепромышленные темпы роста там тоже повыше. Но тем не менее это только начало.

Что здесь нам нужно? Во-первых, конечно, добиваться оптимальной настройки всех стимулирующих инвестиции режимов. Создавать там крупные центры обрабатывающей промышленности, пока там более-менее идут дела с портовым хозяйством и судостроением.  Судоверфь «Звезда»,  где побывал президент, – это, конечно, уже свидетельство серьезности намерений.

Однако инвестиционное освоение Дальнего Востока во многом еще впереди, хотя сейчас уже есть что занести в копилку.

Ну а дальше, естественно, возникает вопрос, кто двигает экономику. Естественно, люди. Поэтому проблемы жизнеобеспечения, социального устройства тоже сейчас выходят на первый план. И это такой же приоритет, как и стимулы к инвестиционному росту. Здесь работает и льготная ипотека, и «Дальневосточный гектар».

Учитывая перспективы развития оборонно-промышленных предприятий в регионе, ясно, что обеспечивающее производство должно быть современным и передовым. Тут критерий успешности – решение проблем транспортной доступности региона. Пока здесь у нас масса вопросов. Важны авиационные маршруты, причем не только из Центральной России на Дальний Восток, но и внутри самого Дальнего Востока. Поэтому президент поставил задачу об увеличении пассажиропотока до 4 млн человек в год. И это ближайшая цель, которой нужно достигнуть в середине этого десятилетия. И конечно же, главный критерий – это прирост населения. Пока у нас хотя бы отток сокращается, но чистого прироста населения на Дальнем Востоке в целом нет, только по округу. Когда это начнется, это будет свидетельствовать о том, что приоритет по развитию Дальнего Востока все-таки начинает обрастать плотью.

Уже со второй половины сентября можно ожидать первых сведений по поводу межбюджетных трансфертов, которые будут уходить на Дальний Восток, по объему государственных инвестиций.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: