Минфин недавно провел стоимостную оценку не только льгот, но и преференций, которые заложены в налоговом и бюджетном законодательстве. Задачи, которые ведомство для себя в ближайшее время ставит – это,создание системы учета не самих преференций и льгот, а так называемых, налоговых и неналоговых расходов бюджета. Говорится о том, что тот или иной хозяйствующий субъект получает в результате действия законодательства и что нужно учитывать, например, при расчетах его финансовой поддержки со стороны бюджета.
Это такая традиционная диалектическая задача — что лучше: льгота или субсидия, напрямую выделяемая из государства. Тот и другой способ государственного регулирования имеет свои плюсы и минусы.
Только недавно мы слышали заявление правительства о том, что в среднесрочной перспективе бюджет, по крайней мере федеральный и большинство региональных, будет исполняться с дефицитом. В условиях ограниченности финансовых ресурсов будет превалировать позиция о том, что налоговые льготы все-таки хуже, чем прямые субсидии из бюджета, который, как считается, позволит оказывать необходимую помощь, и избежать уклонения разного рода хозяйствующих субъектов от неадекватного налогообложения.
Уже идут дискуссии о том, должны ли налоги подвергаться обложению по стандартной схеме или с меньшими процентами, должна ли быть плоская шкала НДС для всех или нужно сохранить как сейчас дифференцированный НДС для отдельных категорий с меньшей, чем 18% ставкой налогообложения.
Идея учета налоговых и неналоговых расходов в такой формулировке, в которой предлагает Минфин, есть и в расчетах всех инструментов государственной поддержки, которые записываются в госпрограммы. То есть программы выполняются, в том числе, за счет наличия хозяйствующих субъектов соответствующих льгот. В случае отсутствия, скорее всего, многие цели не будут достигнуты. Поэтому слова министра финансов Антона Силуанова сводятся к тому, что настало время полной инвентаризации и точечного решения по каждой из льгот, с целью их сохранения и при необходимости замены их на субсидии.
Что касается разного рода преференций, действующих в регионах на территориальной уровне, то они идут в разрез не только с нашим законодательством, но и требованиями Всемирной торговой организации. Такая проблема есть в Калининградской области, где преференции для местных производителей оговорены при присоединении России в ВТО с целью их сохранения до 2016 года. Но дальнейшее их существование в прежнем формате невозможно и это тоже проблема.
В регионах, где есть особые экономические зоны, территории опережающего социально-экономического развития и других подобных местах, наверное, отказаться от льгот невозможно, потому что в законодательстве оговорены жесткие сроки действия зон. Плюс, очевидно, что предприниматели, работающие в ОЭЗ засчитывали свои действия, исходя из долгосрочных обязательств со стороны государства. Поэтому точечный пересмотр льгот по-разному отразится на регионах. Например, Минобороны, РЖД и целый ряд других сетевых структур федеральных объектов имеет льготы по федеральному налогу имущества организаций. Если данные льготы по отношению к ним отменить, то тогда мы сможем получить существенную прибавку к доходам регионов, то есть льгота будет не тормозить экономическое развитие этого региона, а наоборот, приносить дополнительные доходы в бюджет. Поэтому в случае с регионами однозначных решений и однозначных перспектив нет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: