Инновации в агитации: когда нет денег
Кандидатам агитация Центральной избирательной комиссии по больше счету не нужна. Про выборы без всяких усилий со стороны ЦИК расскажут федеральные каналы в своих новостных сюжетах. Поэтому экономия на этой статье расхода ущерба выборам нанести не должна.
Относительно альтернативных способов привлечения внимания для кандидатов без значительных средств замечу – трюкачество обратно пропорционально качеству.
Иллюстрируют это хорошо две истории. Первая произошла в Германии с никому не известным кандидатом, который придумал трюк. Он опубликовал в газете свой снимок в обнаженной виде с подписью: «Вы от меня обалдеете». Он стал сразу в один день всем известен, но на выборах ему это никак не помогло.
Вторая – у нас в Рязани. Был свой «герой», который баллотировался в губернаторы. Значительных средств у него не было, его никто не знал. Поэтому на площади перед губернаторским дворцом в доказательство серьезности своих намерений он отрубил себе палец топором. Видите, как прославился? До сих пор помню. Однако главой региона он не стал. Так что предвыборные трюки – это редко эффективно. Чем эффектнее трюк, тем неоднозначнее результат.
И вот возвращаясь к вопросу о том, может ли оппозиция развернуть кампанию из-за замены дебатов 25-секундными роликами против власти, скажу, что может. Только это глупость, потому что нормальному избирателю проблемы оппозиции, которой не хватает времени, чтобы представлять свои сомнительные тезисы на телевидении, не близки.
Центризбирком, конечно, может вернуть дебаты, но в плане одномандатных кандидатов телевизор – самый слабый канал агитации. Во-первых, два канала – «Москва 24» и «Доверие» – не самые смотрибельные. Во-вторых, время, которое осталось на дебаты недостаточное.
Представим даже, что это время увеличат. Все равно это увидит небольшое количество людей. Кроме того, эти политические блоки скучны до невыносимости. Может там есть один-три кандидата, которые умеют излагать свои мысли интересно, но, как это бывает обычно, кандидаты заставляют телезрителя заснуть на второй минуте просмотра. То есть ЦИК может заставить пересмотреть решение московского избиркома, но на результатах выборов это мало скажется.