Инициатива самарского губернатора о сокращении УК может столкнуться с правовыми проблемами


В Самарской области сократят количество управляющих жилым фондом компаний: до конца этого года – с 300 до 50, а к сентябрю 2026-го – до 20. Губернатор Вячеслав Федорищев поручил укрупнять эффективные УК и дисквалифицировать неэффективные.

В принципе, посыл губернатора Федорищева правильный, потому что на рынке управляющих компаний существует огромное количество разного рода мошенников, лодырей, бездельников и людей, которые просто не в состоянии обеспечить содержание жилого фонда. Это я знаю не понаслышке, так как, будучи депутатом Самарской губернской думы, входил в состав комитета по ЖКХ и был членом лицензионной комиссии при Государственной жилищной инспекции.

Но здесь есть правовая проблема, связанная с тем, что управляющую компанию выбирают сами жители. То есть сказать, что будет не 300 управляющих компаний, а 30 – выбирайте среди них, – это не соответствует законодательству. То есть любая фирма, любые граждане могут создать юридическое лицо, в уставе которого будет прописана возможность работы на рынке ЖКХ, в том числе по обслуживанию многоквартирных домов. После этого в соответствии с законодательством руководство компании сдает экзамены в Госжилинспекции, лицензируется и получает право работать на рынке. Они могут переманивать жителей у других компаний или предлагать свои услуги иным способом. И жители в данном случае, а не органы власти являются той структурой, которая решает, работать им с этой управляющей компанией или нет. Неважно, маленькая это компания или большая.

Посыл Вячеслава Федорищева я поддерживаю в том случае, если речь идет о государственных и муниципальных управляющих компаниях, потому что распоряжаться деньгами жителей должны государственные структуры, то есть УК, которых нанимают жители через эту государственную структуру. Если же речь идет о монополизации рынка со стороны частных УК, то тут есть большое искушение, что это окажется управляющей компанией, связанной с какими-то конкретными чиновниками из того же правительства, что мы наблюдали при предыдущем руководстве, когда рынок управляющих компаний был практически монополизирован компанией «ПТС-Сервис». Потом эту компанию перекупили – и жители Самары наелись частными монстрами, которые монополизируют рынок и не допускают конкурентной среды.

Резюмирую. Первый вариант: все управляющие компании государственные, работают при администрациях, в районах существует производственный жилищно-ремонтный трест, у чиновников и депутатов есть возможность контролировать деятельность этих управляющих компаний, включая их тарифы, услуги и так далее. Либо второй вариант: рынок, но без монополизации, когда Государственная жилищная инспекция, МинЖКХ и прочие структуры следят, чтобы никому не создавались льготные условия за счет других, жители на этом рынке сами выбирают ту компанию, которая им больше нравится и оказывает более качественные услуги.

Монополизация рынка в интересах частных компаний – не очень понятно, как это реализовать. Наверное, путем административного ресурса это можно делать, но тем не менее не все так просто. Взять и сказать половине частных УК, в которых работают люди и где есть бизнес, который у нас государством защищен: «Пошли вон с рынка, вы больше работать не будете»? Отбирать лицензию у каждой из этих управляющих компаний придется индивидуально и, возможно, через судебные инстанции. Но в целом посыл правильный, государство должно контролировать рынок ЖКХ.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: