Губернаторы зря игнорируют формат дебатов – это хороший инструмент влияния на внутреннюю политику
20 глав регионов из 21, которым предстоят выборы в сентябре, отказались от участия в предвыборных дебатах, ссылаясь на плотный график и занятость текущей повесткой, отмечает «Коммерсантъ». Как ранее отмечали РК, принял участие в теледискуссии лишь врио главы Калининградской области Алексей Беспрозванных.
Еще президент задал тенденцию, что дебаты – для тех, кто своей задачей ставит политическое продвижение, но не победу. А те, кто понимает, что побеждает, имеют на стартовых позициях свыше 50%, им незачем дебатировать с теми, у кого этих процентов нет, поскольку последние просто будут нападать, кусать, заострять внимание на негативных вопросах, но при этом толку не будет.
Дебаты считаются низким жанром для хозяйственников, но это на самом деле не так. Конечно, если бы это были политики реальные, а не назначаемые, одобряемые сверху, если бы от них зависела их избираемость, то, думаю, они ходили бы на дебаты. Дебаты – это как раз создание того политического пространства, в котором можно повернуть дискуссию так, чтобы жители региона могли быть удовлетворены ответом на какие-то вопросы. Сами губернаторы могли бы подсветить какие-то свои заслуги, не просто публикуя информацию в газетах и буклетах, а в живых рассказах. Считаю, что губернаторы зря игнорируют этот формат.
Хотя в современных реалиях действительно этого не требуется, потому что главы регионов просто перенимают рейтинг Путина на выборах. Достаточно не нарастить антирейтинг, чтобы не повторить кейс 2019 года, когда во Владимирской области, в Приморском крае, Хакасии, Хабаровске голосовали не столько за оппозицию, сколько против надоевших губернаторов.
Дебаты могут дать дополнительно несколько процентов, если они проходят удачно. Например, на выборах губернатора Свердловской области в 2022 году Евгений Куйвашев принял участие в дебатах, что достаточно сильно всколыхнуло медиапространство. Губернатор тем самым освежил свою коммуникацию с населением, и это стало ярким элементом его кампании. Сейчас в целом избирательные дебаты – это тоже вопрос продвижения. Многое зависит от времени трансляции. Если их показывать так, как сейчас, рано утром и поздно ночью, то они не будут востребованы для просмотра. Показы в прайм-тайм и нормальная организация, где люди могут спорить друг с другом, как в формате ток-шоу, а не просто стоять и высказываться по заданной модератором теме, наверняка будут востребованы, и это действительно хороший инструмент влияния на внутреннюю политику.
Лучше всего дебаты подходят главам регионов, которых только назначили, поскольку это возможность себя презентовать, повысить узнаваемость, показать, что ты хорошо говоришь, в курсе проблем. Но здесь есть и риски, если человек нехаризматичен, плохо говорит и так далее. Для глав, которые идут на второй и третий сроки, это уже более слабая позиция, поскольку в дебатах их в основном критикуют, им приходится защищаться. Из позиции защиты мало кто умеет извлечь выгоду. Поэтому, скорее, дебаты необходимы новым главам регионов, у которых еще медовый месяц, которые прошли губернаторскую школу и могут себя хорошо медийно презентовать.