Губернаторы спасают АвтоВАЗ: чем грозит остановка стратегического производства двум регионам
Приостановка производства на предприятиях АвтоВАЗа обусловлена сбоями в поставках деталей интерьера для автомобилей с нижегородского завода «Автокомпонент». Вопрос упирается не в реальные сложности производства, а в стоимость деталей. Вообще, возникновение у производителей сложностей с поставками отдельных элементов – достаточно известная тема. Как правило, такие проблемы решаются оперативно. В данной ситуации вопрос упирается в стоимость: если производство автомобилей становится нерентабельным, то происходит остановка производства.
Переговоры АвтоВАЗа с нижегородской компанией, судя по всему, зашли в тупик, если ситуация выплеснулась в публичное пространство: обычно такого рода процессы не афишируются. Это говорит лишь о том, что стороны решили вынести данное противостояние в информационное поле. Как правило, такие сложности возникают из-за падения и скачков курса валюты (например, в производстве автокомпонентов может быть большая валютная составляющая), но российский рынок в последнее время резких скачков не осуществлял. Плюс ко всему речь идет в основном о поставках деталей интерьера, а здесь доля импортной составляющей крайне мала, поэтому валютная часть здесь, скорее всего, имеет небольшое значение.
Также подобные проблемы могут возникнуть из-за общей политики ценообразования для поставщиков автокомплектующих. Скорее всего, АвтоВАЗ вел системные переговоры по снижению стоимости в связи с низким спросом на российском авторынке. А я напоминаю, что у нас сейчас окно, в течение которого сокращаются программы стимулирования, при этом новые пока не запущены. Поэтому может произойти падение темпов роста рынка, а это говорит о том, что серьезно усилится конкуренция, особенно в сегменте автомобилей стоимостью до 1 млн рублей. АвтоВАЗу в этой связи крайне важно удерживать стоимость своих автомобилей именно в этих пределах, потому что льготное кредитование исходит именно из этого порогового значения. То есть политика в части стоимости закупки автокомпонентов для АвтоВАЗа важна с точки зрения выдерживания определенных ценовых категорий автомобилей. Для тольяттинского завода это основное конкурентное преимущество: очень большое количество моделей автомобилей АвтоВАЗа развернуто именно в этом ценовом сегменте, благодаря чему компании удается сохранять за собой серьезную долю авторынка. Для АвтоВАЗа рост стоимости автомобилей критичен, поскольку предприятие выпадет из госпрограммы.
В этой связи компания давит на поставщика автокомпонентов, особенно с учетом падения спроса на российский автопром ввиду сужения стимулирующих программ по сравнению с 2018 годом (считается, что ранее именно стимулирующие программы в многом обеспечили рост спроса на отечественные авто). Как правило, такого рода переговоры ведутся непосредственно корпорациями, и до последнего момента регионы в них не включаются. Но стабильная работа заводов, сокращение производства являются критическими важными для целого ряда субъектов РФ, поэтому региональные власти старается держать руку на пульсе.
Для Самарской области это особенно актуально: АвтоВАЗ – это одно из стратегических предприятий региона, оно формирует большое количество рабочих мест, поэтому для области крайне важно стабилизировать его работу как можно быстрее.
Дело в том, что «Автокомпонент» является фактически основным поставщиком для АвтоВАЗа, то есть альтернативы у тольяттинского завода нет. То же самое касается нижегородского предприятия: основной потребитель у него АвтоВАЗ. То есть переговоры будут носить достаточно жесткий характер просто потому, что у сторон нет альтернатив. Поэтому, собственно, появились посредники в лице губернаторов Самарской и Нижегородской областей, с учетом того что для обоих регионов крайне важно сохранить производство на данных предприятиях. Тем более что это влияет на ВВП, пусть в небольших объемах, но тем не менее. В конечном счете все будет упираться в покупательскую способность населения и необходимость удержаться в определенной ценовой категории. Если границы программ господдержки не будут повышены примерно до 1,5 млн рублей, что предлагали представители автопрома, автодилеры, то, конечно, такого рода проблемы, связанные с попыткой АвтоВАЗа удержать себестоимость и стоимость автомобилей ниже нынешнего порога, будут возникать чаще.