Губернаторы: партнеры по повестке
Вчера комитет по конституционному законодательству и госстроительству Госдумы представил пакет поправок к закону о выборах губернаторов, сообщила "Независимая газета". В Кремле полным ходом идет подготовка к очередной избирательной кампании. На прошлой неделе в администрации президента побывали главы 12 регионов. В феврале ожидаются встречи еще с тремя региональными боссами. Политика власти в отношении местных властей меняется коренным образом, утверждают в Кремле: водить за руку губернаторов больше никто не будет. Губернаторы должны быть скорее партнерами, чем исполнителями воли Кремля.
Существует запрос федерального центра на то, чтобы серьезно расширить политическое поле за счет усиления именно губернаторского корпуса. Переход к выборной системе – первый шаг на этом пути. Второй шаг к усилению региональной политики связан с депутатами, а точнее с местной избирательной системой и ее мажоритарной частью.
При этом губернаторы и с финансово-экономической, и с политической точки зрения все равно находятся в поле притяжения федеральных структур. Особенно учитывая, что большая часть региональных бюджетов является дефицитной и их наполнение все равно идет через федеральный бюджет. Центр хочет и готов делать ставку на сильных губернаторов, которые имеют серьезный рейтинг, свою сильную команду, но при этом работают в рамках федеральной повестки (антикоррупционная борьба, повышение эффективности расходования бюджетных средств, расширение общественного контроля).
Для того, чтобы губернаторы не превратились в автономные структуры, как это уже было в 90-е, а все-таки работали в связке с центром, были подотчетны прежде всего гражданам внутри своего субъекта, во многом и формируются разного рода контрольные структуры и инструменты. Например, тот же ОНФ с его региональными отделениями.
Сейчас есть два тренда. Первый – на усиление политического влияния губернатора, повышение его легитимности за счет прямого избрания. Второй — на формирование федеральной повестки и для субъектов, на координацию их деятельности в едином поле. То есть делается ставка на такой баланс, когда региональная власть берет на себя политическую ответственность и получает права, в том числе и экономические.
Но если субъекты не готовы брать на себя ответственность за свой бюджет в полном объеме, например, то как им давать ответственность за целую политическую систему? Парадокс.