1.Примерно за 9 месяцев до Единого дня голосования традиционно растет публичная активность даже губернаторов с заведомо высокими шансами на отставку. Это мотивируется необходимостью сохранить хотя бы относительный уровень управляемости регионом, более благоприятные позиции для переговоров с местными элитами, а также сформировать более выигрышный имидж для назначения на новую должность после вероятного ухода с поста главы региона. Выбор наиболее уязвимыми главами предвыборных регионов подобной тактики далеко не всегда свидетельствует о полученных от Кремля сигналах о готовности одобрить их участие в новых губернаторских кампаниях. Также маловероятна реализация сценариев, при которых федеральный центр был бы настроен на одновременное участие действующего главы региона от парламентской оппозиции и кандидата от «Единой России» в таких кампаниях.

2. Недавно Кремль вновь проявил заметное публичное внимание к предвыборным регионам. Только за первую половину января Владимир Путин провел встречи по видеосвязи с главами двух таких территорий (Липецкой и Новосибирской областей), а один из субъектов (Башкирию) посетил с рабочим визитом. В рамках общения с губернаторами президент акцентировал внимание на поддержке системы здравоохранения, защиты окружающей среды, строительства. Но по приоритетным для федерального центра темам может возрасти и интенсивность медиа-атак против руководства таких субъектов, приведя к более активным перестановкам в социальном блоке и руководстве стройкомплекса предвыборных территорий в первой половине 2023 года.

3. В феврале-марте вероятна дальнейшая активизация работы руководителей страны с предвыборными регионами, в том числе с учетом электорального значения многих из них (прежде всего включающих в свой состав города-миллионники) и для президентской кампании-2024. Показательно внимание президента к ситуации в регионах, для которых характерен минимальный уровень электоральных рисков для действующих глав, но высока вероятность попадания локальных сюжетов с негативным резонансом в федеральные СМИ (такая ситуация может быть характерна для ряда национальных республик).

4.Поводами для негативных информационных кампаний будут не только проблемы самих региональных властей в помощи мобилизованным и их семьям, но и любые происшествия с военнослужащими из соответствующих субъектов в зоне проведения СВО и учебных центрах. Это будет заставлять глав предвыборных регионов интенсивнее контактировать с более широким кругом управленцев в зоне спецоперации и прилегающих регионах, включая руководство военных госпиталей.

5.В январе-марте основные риски для губернаторов создают не негативные сюжеты, циркулирующие в региональном информационном пространстве (даже если они могут вести к ситуативному снижению их рейтингов), но медиа-атаки, получившие федеральный резонанс. Объектами таких атак могут стать и губернаторы с приоритетным шансами на выдвижение на новый срок — с учетом интересов местных элит по укреплению их переговорных позиций при формировании региональных администраций уже после ЕДГ-2023. Для нейтрализации таких негативных медиа-кампаний главы регионов будут в ближайшие полгода чаще выступать с собственными инициативами, ориентированными на федеральную аудиторию. Больше таких возможностей у губернаторов с устойчивыми позициями (вспомним предложение главы Челябинской области Алексея Текслера о списании регионам бюджетных кредитов в объемах, потраченных на задачи в рамках СВО).Губернаторы с более слабыми позициями попытаются усилить присутствие своих регионов в федеральном медиа-пространстве, взаимодействуя с влиятельными федеральными парламентариями или фигурами с неформальным влиянием (например, религиозными деятелями).

Из Telegram-канала «НЕЗЫГАРЬ»

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: