Госрегулирование коммерческого приема снизит доходы вузов в регионах, но повысит ценность образования
![Минобрнауки предлагает запретить платный прием в вузы абитуриентов со средним баллом ЕГЭ ниже 50 и ввести госрегулирование коммерческого приема по 40 специальностям. Речь идет не только о юристах, об экономистах, но и о специалистах в сфере ЖКХ, нефтегазовой промышленности, пожарной безопасности и так далее. Проект проходит общественное обсуждение. Мы подошли к моменту, когда система высшего образования требует переосмысления. Экономический спад, демографические вызовы и агрессивная внешняя экономическая и политическая среда диктуют необходимость укреплять кадровый потенциал страны. Государству нужны не просто выпускники, […]](https://regcomment.ru/wp-content/uploads/2025/05/CHumakov-360x271.jpg)
Минобрнауки предлагает запретить платный прием в вузы абитуриентов со средним баллом ЕГЭ ниже 50 и ввести госрегулирование коммерческого приема по 40 специальностям. Речь идет не только о юристах, об экономистах, но и о специалистах в сфере ЖКХ, нефтегазовой промышленности, пожарной безопасности и так далее. Проект проходит общественное обсуждение.
Мы подошли к моменту, когда система высшего образования требует переосмысления. Экономический спад, демографические вызовы и агрессивная внешняя экономическая и политическая среда диктуют необходимость укреплять кадровый потенциал страны. Государству нужны не просто выпускники, а специалисты, способные решать конкретные задачи, отвечать на вызовы времени и поддерживать развитие страны.
Компетентность специалиста складывается из триады: мотивация, способности, компетенция. Но высшая школа – это не место, где уговаривают быть мотивированным на учебу и познание. Это институт, где проверяют, способен ли человек соответствовать. И потому ключевой вопрос сегодня не в том, должен ли вуз принять всех желающих, а в том, достоин ли абитуриент быть частью высшей школы.
На протяжении многих лет высшее образование обесценивалось его доступностью. Иллюзия, что достаточно заплатить – и ты получаешь диплом, разрушила уважение к самому институту образования. Но университет – это не услуга, а государственный инструмент формирования кадрового суверенитета. Здесь не клиент диктует правила: студент должен доказать, что способен быть частью академической среды. И введение минимального среднего балла ЕГЭ для платных мест – это не ограничение, а возвращение к норме, фильтр, который отделяет желание от способности. И это абсолютно необходимо не только для гуманитариев, но и для всех направлений подготовки высшей школы. Вузы должны работать с теми, кто действительно способен получать высшее образование, а не просто числиться ради статуса.
Высшее образование – это не безусловное право. Это привилегия, которая требует соответствия. Государство не обязано давать каждому диплом, но обязано создавать условия, в которых достойные получают возможность реализоваться. Это фундаментальная позиция, которая возвращает уважение к академическому статусу и восстанавливает иерархию знаний.
Да, вузам придется перестроиться. Потеря части платных абитуриентов приведет к снижению доходов. Но компенсировать это должно государство, если оно действительно ставит задачу сформировать поколение компетентных и мотивированных специалистов, потому что именно высшая школа формирует образ будущего страны, интеллектуальный и моральный каркас общества.
Региональные различия, безусловно, проявятся: в крупных субъектах конкуренция вырастет, часть абитуриентов не сможет пройти в желаемые университеты. Но это естественный процесс фильтрации. Тот, кто сегодня не дотянул до уровня высшей школы, сможет проявить себя в среднем профессиональном образовании, получить профессию, опыт, осознать ответственность – и вернуться в вуз уже готовым. Это путь взросления, а не исключения.
По сути, мы возвращаемся к пониманию, что высшая школа – это элита, но не в смысле закрытого клуба, а в смысле высшего уровня ответственности. Институт, где формируются кадры, способные отвечать на запросы государства и общества. И потому ограничение приема на платные места по минимальному среднему баллу ЕГЭ – не просто техническое решение, а стратегический шаг. Это возвращение уважения к труду, знаниям и смыслу самого понятия «высшее образование».
