Главное преимущество ЕГЭ – создание условий для поступления ребят из регионов в столичные вузы


В России стартовал очередной виток дискуссии о возможной отмене Единого государственного экзамена. Споры вокруг ЕГЭ возникают регулярно. В числе противников экзаменов зачастую выступают региональные власти, которые не заинтересованы в отъезде перспективных кадров.

О том, что система единого госэкзамена нуждается в реформировании, говорится уже не первый год, а начало ее изменению положил сам президент. В то же время подходы к тому, что делать с ЕГЭ очень различаются: от самых радикальных (отменить и вернуться к советской системе сдачи школьных экзаменов) до корректировки различной степени глубины. Понятно, что резкая отмена ЕГЭ станет социальным потрясением для многих, так как, несмотря на все недостатки существующей практики, родители и ученики старших классов уже успели к ней приспособиться. Любые изменения в такой чувствительной сфере должны происходить плавно, чтобы не усугублять и без того сложную и нервозную для многих ситуацию. Также важно в процессе реформирования не потерять главные конкурентные преимущества единого испытания по проверке знаний школьников: собственно, его единство в масштабах всей страны, которое создает благоприятные условия для поступления талантливых ребят из регионов в престижные столичные вузы и антикоррупционную составляющую.

Предполагать, что отмена ЕГЭ будет способствовать тому, чтобы талантливая молодежь оставалась в регионах, достаточно наивно, так как этому может способствовать только реальный экономический рост и создание привлекательных для современной молодежи рабочих мест, а не усложнение процесса поступления в столичные вузы. Скорее, надо думать над тем, как обеспечить условия для возвращения высококвалифицированных специалистов на малую Родину, чтобы они делали это добровольно и осознанно.

К мерам, которые могут оптимизировать ситуацию вокруг ЕГЭ, можно отнести следующие:

— расширение возможностей для пересдачи (сейчас сразу можно пересдавать только один предмет и только один раз);

— увеличение значения портфолио ученика, в котором должны фиксироваться его достижения за весь период обучения (в частности, средний балл по разным предметам);

— внедрение мультипредметного подхода, так как экзамен должен охватывать весь массив знаний, полученных в школе, а не только 2-3 предмета.

Нельзя сказать, что на протяжении 20 лет своего развития ЕГЭ не менялся. Представление об экзамене как о тесте, основанном на простом заучивании ответов, является в корне неверным. В последних версиях ЕГЭ акцент сделан на решении задач, которые должны продемонстрировать компетенции ученика. Просто имидж экзамена с самого начала был испорчен, и он плотно ассоциируется с Болонской системой, от которой Россия планирует отказаться. В общественном сознании все пробелы в образовании современной молодежи принято связывать с «тлетворным влиянием ЕГЭ», что отнюдь не так.  Одним из реальных изменений, уже произошедших в системе ЕГЭ, является переход к добровольному подходу к его сдаче в трех регионах, примыкающих к зоне проведения СВО, — Белгородской, Курской и Брянской областях. Особый порядок итоговой аттестации (пока до 2026 года) утвержден и для новых регионов России, так как там дети ранее учились по другим стандартам. Однако пока ни о какой реальной отмене ЕГЭ речь не идет, так как альтернативы, которая бы учитывала все его положительные стороны и нивелировала отрицательные, никем не предложено.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: