Главная причина отставки Старовойта с поста главы Минтранса – история с фортификациями в Курской области
Президент РФ Владимир Путин назначил Андрея Никитина исполняющим обязанности министра транспорта России. До этого он работал заместителем главы Минтранса, а ранее – губернатором Новгородской области. Никитин сменил Романа Старовойта, который утром 7 июня был отправлен в отставку. Днем стало известно, что Старовойт покончил с собой.
Ряд коллег отмечают, что причиной отставки Старовойта является не только история с фортификациями в Курской области, но и в том числе нарастающие проблемы в транспортной отрасли. Называются очевидные факты – серьезные проблемы у авиаперевозчиков, аэропортов, железнодорожников. Но я все-таки считаю, что если это играло какую-то роль, то, скорее, второстепенную. Большая часть проблем, которые сейчас наблюдаются у авиакомпаний, у железнодорожников, прежде всего связана не с деятельностью министерства, а обусловлена более широким социально-экономическим контекстом, макроэкономической ситуацией и теми процессами, которые мы сейчас наблюдаем в экономической и финансовой системе. И вкупе с высокой ставкой это, собственно, и является источником проблем транспортной отрасли сегодня.
Но главная причина увольнения Старовойта, на мой взгляд, история с фортификациями. Это очень болезненная тема для Кремля. Вторжение ВСУ в Курскую область, конечно, оказало крайне негативное влияние на страну. И понятно, что все, что так или иначе связано с обстоятельствами этого вторжения, изучается до сих пор, расследуется. Думаю, что изучение этой истории позволит рано или поздно Кремлю расставить все точки над i. Уже были выявлены злоупотребления на сумму более 4 млрд рублей – ущерб, нанесенный государству. Расследование обстоятельств пошло по двум траекториям: к подрядчикам (там уже больше 10 фигурантов, в том числе весьма статусных персонажей в Курской области) и в отношении тех, кто контролировал и руководил этим процессом. Началось с Корпорации развития региона, которая была главным заказчиком и распределителем средств, и перекинулось на тех, кто контролировал корпорацию. И в этом контексте уже накопленной информации понятно, что как минимум политическую ответственность за происходящее несет тогдашний губернатор и теперь уже бывший федеральный министр. Ответственность Старовойта очевидна.
Мандат у Никитина достаточно прочный. Не зря его переместили с регионального уровня на федеральный. Мы в свое время обсуждали, когда Старовойт, Алиханов и Цивилев перешли на должности министров, а Дюмин – в администрацию президента, как работают социальные лифты между региональной властью и федеральной. Когда губернаторы, деятельность которых признана успешной и которые имеют серьезную поддержку федеральных игроков, перемещаются с регионального уровня на федеральный и всему губернаторскому корпусу показывают, что эта система работает. История с Никитиным тоже вписывается в этот тренд. То есть назначение Никитина наряду с отставкой Старовойта не отменяет эту систему кадровых лифтов, а, скорее, укрепляет ее. Вряд ли назначение Никитина на пост замминистра сознательно проектировалось как будущая замена Старовойту, но так получилось.