Главная причина отставки Старовойта с поста главы Минтранса – история с фортификациями в Курской области


Президент РФ Владимир Путин назначил Андрея Никитина исполняющим обязанности министра транспорта России. До этого он работал заместителем главы Минтранса, а ранее – губернатором Новгородской области. Никитин сменил Романа Старовойта, который утром 7 июня был отправлен в отставку. Днем стало известно, что Старовойт покончил с собой.

Ряд коллег отмечают, что причиной отставки Старовойта является не только история с фортификациями в Курской области, но и в том числе нарастающие проблемы в транспортной отрасли. Называются очевидные факты – серьезные проблемы у авиаперевозчиков, аэропортов, железнодорожников. Но я все-таки считаю, что если это играло какую-то роль, то, скорее, второстепенную. Большая часть проблем, которые сейчас наблюдаются у авиакомпаний, у железнодорожников, прежде всего связана не с деятельностью министерства, а обусловлена более широким социально-экономическим контекстом, макроэкономической ситуацией и теми процессами, которые мы сейчас наблюдаем в экономической и финансовой системе. И вкупе с высокой ставкой это, собственно, и является источником проблем транспортной отрасли сегодня.

Но главная причина увольнения Старовойта, на мой взгляд, история с фортификациями. Это очень болезненная тема для Кремля. Вторжение ВСУ в Курскую область, конечно, оказало крайне негативное влияние на страну. И понятно, что все, что так или иначе связано с обстоятельствами этого вторжения, изучается до сих пор, расследуется. Думаю, что изучение этой истории позволит рано или поздно Кремлю расставить все точки над i. Уже были выявлены злоупотребления на сумму более 4 млрд рублей – ущерб, нанесенный государству. Расследование обстоятельств пошло по двум траекториям: к подрядчикам (там уже больше 10 фигурантов, в том числе весьма статусных персонажей в Курской области) и в отношении тех, кто контролировал и руководил этим процессом. Началось с Корпорации развития региона, которая была главным заказчиком и распределителем средств, и перекинулось на тех, кто контролировал корпорацию. И в этом контексте уже накопленной информации понятно, что как минимум политическую ответственность за происходящее несет тогдашний губернатор и теперь уже бывший федеральный министр. Ответственность Старовойта очевидна.

Мандат у Никитина достаточно прочный. Не зря его переместили с регионального уровня на федеральный. Мы в свое время обсуждали, когда Старовойт, Алиханов и Цивилев перешли на должности министров, а Дюмин – в администрацию президента, как работают социальные лифты между региональной властью и федеральной. Когда губернаторы, деятельность которых признана успешной и которые имеют серьезную поддержку федеральных игроков, перемещаются с регионального уровня на федеральный и всему губернаторскому корпусу показывают, что эта система работает. История с Никитиным тоже вписывается в этот тренд. То есть назначение Никитина наряду с отставкой Старовойта не отменяет эту систему кадровых лифтов, а, скорее, укрепляет ее. Вряд ли назначение Никитина на пост замминистра сознательно проектировалось как будущая замена Старовойту, но так получилось.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: