Генераторы роста доходов регионов: бюджетный стимул и результаты структурной перестройки экономики
Повышение эффективности деятельности глав регионов в 2023 году связано прежде всего с тем, что экономическая ситуация в большинстве регионов оказалась лучше, чем в 2022-м. Регионы смогли адаптироваться к вызовам новой реальности, которые случились весной и осенью 2022 года. Они нащупали инструменты, которые определяются новыми вызовами. Поэтому если мы посмотрим на экономическую составляющую, то почти везде был рост, увеличение доходов региональных бюджетов, прежде всего налоговых и неналоговых доходов. При этом бюджетная составляющая в регионах была намного лучше, чем на федеральном уровне.
Оглядываясь на опыт новейшей истории России в целом, можно говорить, что эффективность деятельности отечественных руководителей выше в тех условиях, когда наблюдается переход от консервативного планирования к какому-либо экономическому оживлению. Мне кажется, в иных условиях у глав регионов не хватает возможностей для бюджетного маневра, свободных финансовых ресурсов, чтобы решать свои насущные вопросы.
В 2023 году ситуация оказалась иной. Доходы некоторых регионов опережающе росли так, что даже не было инициатив, как правильно их в текущем режиме израсходовать. Как показывает опыт, многие регионы, столкнувшись с этой проблемой, аккумулировали достаточно высокие остатки по итогам 2023 года и приняли свои бюджеты на 2024-й с огромными дефицитами.
Генераторы роста доходов. Первое – бюджетный стимул, который был направлен на опережающее авансирование ряда госзаказов, прежде всего ОПК. Второе – результат структурной перестройки экономики, которая в 2022 году как раз имела место, а в 2023-м дала свои результаты. Поэтому рост происходит не только в ОПК, но и по другим секторам обрабатывающей промышленности. Сохранились позитивные показатели в сельском хозяйстве. Оживление в секторе услуг, включая тот же внутренний туризм. Плюс рост зарплат в регионе, а это НДФЛ. И в результате региональные бюджеты выросли очень сильно.
В 2023 году завершилось масштабное замещение коммерческих кредитов бюджетными в структуре регионального долга. Это существенно снизило нагрузку на региональные бюджеты.
Теперь нужно понимать, как регионам удержать накопленный потенциал, потому что сейчас возникают серьезные риски, связанные с тем, что на 2024-й произошла существенная индексация расходов, индексация зарплат бюджетников. Мы видим хотя бы формальное сокращение объема межбюджетных трансфертов на 2024 год, и мы впервые видели ситуацию, когда регионы масштабно заключили соглашение о получении межбюджетных трансфертов на 2024 год до 31 декабря 2023-го. То есть регионы вошли в 2024 год с полным пониманием того, что им должно прийти. И будет интересно, как в 2024 году федеральный центр будет использовать различного рода ручные инструменты поддержки отдельных регионов, которые мы наблюдали в 2023-м.
Еще один риск – снижение объемов кредитования со стороны федерального бюджета. Основной объем инфраструктурных бюджетных кредитов роздан, хотя еще не весь. В этой связи мы ожидаем, что, наверное, в регионах будет меньше ресурсов для финансирования увеличившихся расходов. Экономическая ситуация при этом будет развиваться с высокой степенью неопределенности.
Из выступления на заседании клуба «РЕГИОН».