Финансовые резервы регионов связаны прежде всего с земельно-имущественным комплексом
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала «региональные команды активнее заниматься повышением собственной доходной базы», использовать механизмы муниципального земельного контроля и другие инструменты. Также она считает нужным передать в бюджеты регионов доходы от лицензирования торговли табачной продукцией.
Мне кажется, проводить мобилизацию доходов на региональном уровне становится не то чтобы сложнее, но все меньше способов и мест, где такая мобилизация может быть проведена, потому что говорить про уровень собираемости налогов как таковых можно было реально в 1990-е годы и позднее. Но сейчас все-таки из тени вышла значительная часть бизнеса, поэтому говорить о том, что есть какие-то резервы для поиска дополнительных налоговых доходов, становится сложнее. Мне кажется, там, где есть резервы, они связаны прежде всего с земельно-имущественным комплексом, который должен быть оценен, закадастрирован и подвергнут соответствующему налогообложению.
Говорить, что можно вывести из тени тех, кто не уплачивает НДФЛ в должном объеме, – здесь механизм ограничен для этого. А говорить о работе с малым бизнесом в нынешних условиях становится проблематичнее, потому что если со следующего года заработают те налоговые инициативы, которые сейчас внесены, то малый бизнес резко ужмется и фактически подпадет под общую систему налогообложения с прослеживанием платежей по НДС и там круг серого сектора тоже резко сократится.
Если же говорить про какие-то новые налоговые источники, которые могут быть переданы регионам, то здесь, мне кажется, есть тоже немногое, но все-таки можно было бы об этом подумать. Во-первых, подумать о дополнительном перераспределении сейчас хотя бы части налога на прибыль, которая поступает теперь в федеральный бюджет, – чтобы он собирался в больших пропорциях в региональные. Во-вторых (и это главное, пожалуй), отмена федеральных льгот по целому ряду объектов налогообложения, с которых собираются налоги, поступающие в региональные и местные бюджеты. Это прежде всего тот же земельно-имущественный комплекс.
Соответственно, есть предложение передать, например, регионам сбор акцизов на табачные изделия. С такой инициативой выступали сенаторы уже не первый год, и мы понимаем, что проблема здесь связана с тем, что нет пока точки продажи такого изделия – в отличие от аналогичной системы, применяемой к алкогольной продукции. Но, насколько мы знаем, в правительстве разработанный законопроект о введении как раз такого рода инициатив подразумевает сохранение этих платежей после введения даже новой системы на федеральном уровне. Связано это с тем, что здесь должно произойти как раз обеление сектора из-за многочисленного контрафакта, который ввозится в нашу страну нелегально или выпускается каким-то нерегистрируемым способом.
Поэтому говорить, что в ближайшее время у регионов чудесным образом появятся дополнительные налоговые источники, мне кажется странным. То, что им предоставили в прошлом году право вводить на местном уровне туристический налог, – это совсем небольшие объемы. В этом году дополнительные средства могут поступить по букмекерской деятельности, но это сделано и взамен того, что налог на игорный бизнес, который собирается у нас в четырех регионах, тоже централизуется в федеральном бюджете. И в любом случае подобного рода налоговые инициативы измеряются прибавлением десятков миллиардов рублей для региональных бюджетов, общий объем которых уже составляет свыше 20 трлн рублей.