Федорищев стремится показать, что в регионе ускорилась реформа МСУ, и пытается укрепить влияние в Самаре
Создание генпланов, утверждение градостроительных нормативов и территориального планирования в Самарской области с 2025 года будут осуществлять органы государственной власти. Полномочия переходят с муниципального уровня. Соответствующий закон депутаты Самарской губернской думы приняли в первом чтении. Также в Самаре продолжается общественное обсуждение реформы органов местного самоуправления – переход от двухуровневой к одноуровневой системе управления.
Заявления губернатора Самарской области Вячеслава Федорищева о том, что в региональной столице назрел вопрос реформирования органов местного самоуправления, и переход к одноуровневой системе управления органично укладываются в логику реформы местного самоуправления, проводимую в стране. Стоит напомнить, что изменения, внесенные в Конституцию в 2020 году, закрепили новый статус МСУ – его встроили во властную вертикаль, чтобы лучше координировать работу всех уровней власти по развитию территорий, а сейчас создают механизмы по наполнению муниципальных бюджетов и повышению качества управления на местном уровне. К 2028 году в стране повсеместно планируется перейти к одноуровневой системе МСУ.
Для Самары эта проблема актуальна: сейчас внутри городского округа существуют девять внутригородских районов, которые юридически представляют собой самостоятельные муниципальные образования. Эту «бюрократическую матрешку» демонтируют. Никакого самарского ноу-хау тут нет. Региональные власти делают то, что им предписано Конституцией и федеральными законами. В ходе этой локальной реформы МСУ придется избавляться не только от бесполезных с управленческой точки зрения структур, которые наплодили во времена губернаторства Николая Меркушкина, но и от части чиновников из команды экс-губернатора Дмитрия Азарова.
О политическом смысле инициатив Вячеслава Федорищева можно лишь догадываться. Вероятно, он стремится убить сразу двух зайцев: продемонстрировать, что в регионе ускорилась реформа местного самоуправления, и укрепить свое влияние в губернской столице путем массовой замены муниципальных чиновников.
В том же контексте стоит рассматривать и инициативу председателя правительства региона Михаила Смирнова о централизации градостроительной деятельности и передаче с муниципального на областной уровень полномочий по созданию генпланов, утверждению градостроительных нормативов и территориальному планированию. Ожидается, что это произойдет уже в следующем году.
У такого решения есть по крайней мере два позитивных аспекта: во-первых, будет проще синхронизировать федеральные и региональные планы по развитию территорий, во-вторых, сузится поле для коррупции. Безусловно, есть риски снижения оперативности принятия решений в сфере градостроительства на местах, но они преодолимы за счет цифровизации.