Мэр Йошкар-Олы Евгений Маслов покидает пост по собственному желанию после девяти лет руководства городом. Вопрос о досрочном прекращении полномочий будет рассмотрен на внеочередной сессии собрания депутатов городского округа 17 июня. Также будет обсуждаться кандидатура на пост врио мэра Йошкар-Олы.

Как известно, Евгений Маслов был назначен врио главы Йошкар-Олы еще в июле 2015 года, когда Марий Эл руководил Леонид Маркелов. Слухи об отставке мэра столицы республики возвращались в медиаповестку периодически, в том числе после того, как менялось руководство Марий Эл. Скажем, одна из волн таких слухов наблюдалась вскоре после прихода в регион теперь уже бывшего главы республики Александра Евстифеева, когда в апреле 2017 года, еще находясь в статусе врио, последний в ходе встречи с Евгением Масловым указал на ряд городских проблем (качество ремонта дорог, уборки улиц, строительных работ).

После назначения на пост врио главы Марий Эл в мае 2022 года ныне руководящего республикой Юрия Зайцева слухи о возможной отставке Евгения Маслова также периодически появлялись в медиапространстве. Сначала – в связи с ожиданиями, что при смене главы республики произойдет масштабная кадровая перезагрузка в регионе в целом, затем – почти при любых заметных информационных поводах, связанных с городскими проблемами. Скажем, активизация таких слухов имела место в январе 2024 года, после того как прокурор республики Илдус Нафиков подверг жесткой критике городские власти из-за проблем с уборкой снега.

В целом для современных российских реалий столь длительное пребывание главы административного центра на своем посту – явление достаточно редкое. Конечно, и в нынешних условиях есть исключения, скажем, возглавляющий Казань с 2005 года Ильсур Метшин или работавший на посту главы администрации Чебоксар в 2011–2021 годах Алексей Ладыков. Но мэр –политический долгожитель, скорее, был характерен для правил игры, при  которых главы городов избирались на прямых выборах: вспомним Петра Пимашкова в Красноярске (занимал пост в 1996–2011 годах) или Аркадия Чернецкого в Екатеринбурге (был на этой  должности в 1992–2010 годах).

Сейчас мэры региональных столиц обычно выступают в системе региональной власти в роли «громоотводов» для протестных настроений. Это мотивирует либо власти регионов чаще санкционировать кадровые ротации в руководстве административных центров для «выпуска протестного пара», либо самих мэров стараться не задерживаться на таком посту слишком долго.

Говоря о ситуации в Йошкар-Оле, следует помнить, что город довольно редко оказывался в сфере внимания федеральных СМИ, а в таких условиях медиаатаки на руководство города, как правило, несут для него меньше рисков. При этом регион является далеко не самым богатым. А это, как правило, значит, что кадровая скамейка запасных из потенциальных кандидатов на пост главы такого административного центра будет не такой значительной, как в регионах – экономических локомотивах. Проблемные информационные поводы для руководства города, конечно, были: та же критика в адрес мэрии в связи с уборкой снега или отдельные локальные конфликты вокруг проблем застройки и сохранения зеленых зон. Но, по сути, это обычная рутинная муниципальная повестка, которая сама по себе вряд ли могла бы стать действительно рискованной для городских властей.

При ротациях в руководстве административных центров самыми распространенными сценариями могут становится переходы на посты мэров чиновников регионального уровня, поиск кандидатов на эти должности внутри системы власти города или горизонтальные перемещения с постов руководителей других муниципальных образований. С обсуждением похожих сценариев связывали и ротации в руководстве Йошкар-Олы. Так, среди кандидатов на пост мэра города называли недавно покинувшего должность главы администрации Советского муниципального района Антона Трудинова (в свое время работал первым замглавы администрации Йошкар-Олы). Впрочем, ряд СМИ не исключали и его перехода в региональное правительство.

Отметим, что эти перестановки проходят в преддверии выборов в Собрание депутатов Йошкар-Олы и Госсобрание Марий Эл. У города, конечно, есть протестный потенциал. Так, по итогам выборов в горсобрание в сентябре 2019 года в 14 одномандатных округах из 35 победили кандидаты от КПРФ (представители «Единой России» тогда стали лидерами в 16 округах).

Смена мэра, конечно, может быть использована как один из факторов кампании кандидатов лояльного пула: новому главе города при необходимости будет проще работать с проблемными темами, в том числе в стиле «новый начальник критикует подчиненных». Это и для его участия в продвижении лояльных властям кандидатов в горсобрание создаст дополнительные возможности. Вполне логично в этом смысле, что смена главы города происходит после завершения зимнего сезона, ведь в холодное время года мэры, как правило, быстрее набирают негативный багаж на фоне сезонных проблем.

В то же время, если бы власти региона ожидали именно жесткого формата кампании по выборам в горсобрание в административном центре, скорее, ротации в руководстве города прошли бы чуть раньше. Например, в апреле – начале мая, чтобы новый мэр не успел накопить слишком существенный проблемный багаж до сентября, но в то же время успел заработать определенный политический капитал в новой должности для более эффективной поддержки лояльных властям кандидатов в депутаты.

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: