Есть два фактора, объясняющие феномен «муниципальной фронды» в Ярославской области
Конфликты между региональной и муниципальной властью преимущественно остались на рубеже первого-второго десятилетия XXI века. Тогда борьба между губернаторами и главами муниципалитетов никого не удивляла. Достаточно вспомнить громкие противостояния в Тверской области (противостояние губернатора Дмитрия Зеленина и мэра Твери Олега Лебедева в 2007–2008 годах), Республике Бурятия (противостояние президента Бурятии Вячеслава Наговицына и мэра Улан-Удэ Геннадия Айдаева в 2012 году). Это был обычный новостной фон тех лет для вышеуказанных, а также для ряда других российских регионов.
На сегодняшний момент есть несколько региональных историй, где отголоски подобной борьбы еще заметны: Новосибирская область, Республика Саха (Якутия). В силу ряда причин и обстоятельств Ярославская область тоже остается в списке сложных, конфликтных территорий. Прежде всего благодаря длительному отсутствию внутриэлитного баланса в регионе.
Во-первых, местные элиты и население недовольны тем, что предлагаемые центром руководители области являются «варягами», которые неглубоко погружены в местную специфику. Действующий губернатор Ярославской области Михаил Евраев, избранный два месяца назад на пост главы субъекта, является неместным (предыдущий глава Дмитрий Миронов – тоже).
Поэтому негативная реакция местных элит – депутатского корпуса – на бескомпромиссные кадровые назначения мэров городов региона вполне предсказуема. Их не устраивают кандидатуры, предлагаемые главой области, поэтому ситуация с назначением находится де-юре в подвисшем состоянии.
Во-вторых, есть мнение, что действующий губернатор после своего избрания нарушил договоренности с региональной оппозицией в лице СРЗП. В том числе по кандидатуре сенатора в СФ, что было изначально предметом торга власти в контексте участия оппозиции в избирательной кампании. И теперь происходящее в Переславле-Залесском и Ростове Великом – это закономерная реакция оппонентов региональной власти, своего рода месть, «ответка».
Во многом именно этими факторами объясняется феномен «муниципальной фронды» в Ярославской области. Вероятно, если бы стороны продемонстрировали реальное желание договариваться и выполнять соглашения, то политического напряжения можно было бы избежать.
На мой взгляд, экстраполировать эту ситуацию как типовую модель на другие регионы России не следует, поскольку она все-таки характерна для конкретного региона с учетом его политической специфики.