Элите Татарстана придется уступить федеральному центру
Активно обсуждаемый в политических и околополитических кругах страны законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» приводит существующую вертикаль власти в согласие с внесенными в 2020 году в Конституцию России важными поправками.
Остро спорным законопроект стал, пожалуй, лишь для элиты Татарстана. И это объяснимо, поскольку в составе Федерации именно Татарстан исторически имел особые условия. В этой связи не исключаю, что ко второму чтению среди поправок мы увидим исключения для Казани. Сугубо имиджевые, однако за них элите Татарстана также придется в чем-то еще уступить федеральному центру.
Весьма спорны, на мой взгляд, заявления ряда критиков законопроекта о том, что он «окончательно хоронит принцип федеративного устройства России». Административная унификация – не более того. Будем откровенны: давно уже главы субъектов Федерации – даже главы национальных республик – не одерживают победы на прямых выборах и не набирают нужной поддержки при голосовании в региональных заксобраниях без предварительного согласования на самом верху.
Даже в тех редких случаях, когда победителем выборов губернатора оказывается не представитель партии «Единая Россия», это либо регион из квоты для одной из условно оппозиционных парламентских партий, либо ситуация с общественными настроениями в конкретном регионе и в целом в стране требует продемонстрировать демократическую основу действующей выборной системы. При этом новоизбранный губернатор (как правило, это малозначимый регион на периферии) отличается от подавляющего большинства коллег лишь официальной партийной принадлежностью и становится «мальчиком для битья» — по предварительному согласованию этой роли или даже без оного.
Укреплением федерализации в проекте нового закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», считаю, является введение единства формы органов исполнительной власти – региональные правительства. Это то, что может напрямую коснуться в том числе Волгоградской области, где с приходом на пост губернатора Андрея Бочарова в 2014 году вернулись от новомодного к классическому формату с комитетами и управлениями. Теперь же – после вступления закона в силу – могут опять появиться министерства, премьер и вице-премьеры правительства Волгоградской области.
Кроме смены названия ведомств и должностей (с табличками у кабинетов), принципиально ничего не поменяется. Разве что с использованием этой административной затеи как удобного повода по отдельным направлениям будут адаптированы структуры для дальнейшего повышения результативности их деятельности – и без того отмечаемой федеральным центром как одной из самых высоких по регионам.
Второй момент, который непосредственно коснется Волгоградской области, – упразднение ограничения количества сроков для глав регионов.
Как известно, Андрей Бочаров сейчас на втором сроке губернаторства. Его работой на этом посту довольны как в руководстве России, так и подавляющее большинство волгоградцев. Так зачем же лишать Волгоградскую область эффективного менеджера? Тем более что и сам Андрей Иванович совсем недавно, после парламентских выборов 2021 года, сообщил о намерении продолжать трудиться на благо жителей Волгоградской области, значимыми результатами своей работы оправдывая оказанное ему высокое доверие избирателями всех уровней.