«Электрички: бомба замедленного действия»
С политической точки зрения, отмена электричек – бомба замедленного действия. С одной стороны, в первую очередь пострадают от такого положения жители небольших, далеко отстоящих друг от друга населенных пунктов. Такие граждане, в отличие от жителей крупных городов, обычно, медленнее накапливают протестные настроения. Всплески локального недовольства в таких случаях вполне вероятны, а вот организация протестных кампаний, охватывающих целый регион, уже будет затруднена. Наконец, многих регионов, значительная часть жителей которых охвачены маятниковой трудовой миграцией, отмена электричек коснулась в довольно незначительной степени (например, многие области, примыкающие к Московскому региону). Поэтому пока с мест чаще сообщалось лишь о намерениях граждан перейти к протестным акциям, чем о собственно митингах по этой теме.
С другой стороны, остановка пригородных поездов должна была коснуться 39 регионов. Охват очень большой. Там, где акции протеста все же прошли, они были довольно массовыми. Так, 10 декабря 2014 года на акцию в Вологде против отмены электричек вышло около 1000 человек. Учитывая, что население этого города – чуть более 308 000 человек, это все равно, что на митинг в Москве вышло бы до 40 000 участников
Самые громкие акции социального протеста последних месяцев 2014 года в столице (акции против реформы здравоохранения и социальной сферы) собирали лишь несколько тысяч человек, гораздо меньшую долю жителей города. То есть, протестный потенциал у проблемы имеется. Если бы ситуация перешла в «хроническую» стадию, мы получили бы некий аналог протестной волны против монетизации льгот, наблюдавшейся в 2005 году – пусть и с меньшим охватом регионов. Показательно, что внимание к проблеме электричек проявила внесистемная оппозиция.
Учитывая рост внешних долгов регионов, можно было предугадать, что они рано или поздно не смогут компенсировать соответствующие затраты пригородным железнодорожным перевозчикам. Вспомним, что в 2014 году соответствующие региональные компенсации должны были составить около 15 млрд, но в итоге выделено на эти цели было только 8,7 млрд рублей. В 2015 году разрыв ожидался еще большим – 24 млрд. против 7,9 млрд. рублей соответственно. В этих условиях, скорее сложившийся кризис можно считать упущением Правительства. Однако тот факт, что на встрече с Владимиром Путиным, где был поднят этот вопрос, отсутствовали Дмитрий Медведев и Игорь Шувалов, показывает, что Кремль не собирается делать Белый Дом крайним в этой ситуации и, несмотря на расхожие слухи, явно не ищет сейчас поводов для смены Правительства.
Насколько известно по сообщениям, распространенным в СМИ со ссылкой на источники в РЖД, самая сложная ситуация с пригородным сообщением сложилась в Вологодской и Псковской областях, где электрички, первоначально, были отменены полностью, а также в Тверской, Нижегородской, Тамбовской областях и Забайкальском крае. Последний оказался лидером и по размеру долга перед железнодорожниками (около 2 млрд. рублей). Но, учитывая, что сами губернаторы привлекли внимание к проблеме, а крупных акций протеста пока не было, вряд ли Центр будет делать оргвыводы в отношении глав регионов.
Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович предложил для решения проблемы снизить НДС на пригородные перевозки до 10% и возвратить льготную ставку платы за инфраструктуру на уровень 1%. Но это более долгосрочные меры, а в роли «скорой помощи», скорее всего, выступят дополнительные федеральные дотации регионам на данные цели, о чем тот же чиновник заявлял еще в январе 2014 года на встрече с депутатами от «Единой России».
В связи с этим, наверняка произойдет всплеск конкуренции между регионами за получение этих дополнительных средств. Получается интересная ситуация. Протестная активность на местах в связи с «кризисом электричек», получается, становится еще одним аргументом для региональных властей, чтобы добиться получения больших дотаций. Но такая активность, конечно, не должна переходить определенных границ, чтобы Центр не обвинил губернаторов в потере контроля над их регионами. Поэтому в ближайшее время мы, вполне возможно, увидим новый всплеск недовольства проблемами пригородных перевозок на местах. В этой ситуации объективными союзниками региональных властей окажется местная системная оппозиция и социальные движения, которые способны продемонстрировать такое недовольство, но при этом локализовать его и удержать в определенных рамках.