Экономические проблемы регионов в 2025 году будут связаны с недостатком финансирования всех расходных обязательств


Наступивший 2025-ый год обещает оказаться сложным с экономической точки зрения для подавляющего большинства регионов. Львиная доля субъектов нуждается в дотациях, также закономерно возрастает потребность в инвестициях. При этом сохраняющаяся геополитическая напряженность сокращает пространство для экономического маневра.

Экономические проблемы субъектов РФ в 2025 году, прежде всего, будут связаны с недостатком финансирования всех расходных обязательств. По данным Минфина РФ, сами обеспечивают себя только 25% субъектов Федерации, 75% — регионы, требующие дотаций. Для покрытия бюджетного дефицита регионов по состоянию на 1 декабря 2024 года доля бюджетных кредитов из других бюджетов бюджетной системы РФ составляет 82,1%, доля кредитов от кредитных организаций составляет всего 3,2%.

Повышение ключевой ставки или закрепление ее на существующем уровне 21% значимо не ухудшит показатели государственного долга, но заметно сократит поступления от налога на прибыль, которая будет сокращаться за счет сворачивания производства, связанного с невозможностью пополнять оборотные средства предприятий в необходимых размерах. Также в связи с сокращением производства ожидается снижение поступлений от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), напрямую зависящие от производственно-хозяйственной деятельности этих предприятий. Так, например, в Удмуртской Республике, имеющая наибольшую долговую нагрузку (82%), доля налога на прибыль в доходах бюджета составляет 37%, а доля НДФЛ – 32%.

Производственная мощность предприятий, расположенных в подавляющем большинстве субъектов РФ, приближается к 75-80%, дефицит квалифицированных кадров делает невозможным количественное увеличение объемов выпускаемой продукции гражданского назначения в среднесрочной перспективе, не говоря уже о 2025 г., санкционные ограничения не позволяют качественно увеличить производство вышеуказанной продукции путем увеличения производительности труда и внедрения современных промышленных технологий.

Разрешить проблему дефицита квалифицированных кадров, обновления станочного парка, снижения инфляции и отмены санкций субъекты Федерации не в состоянии, поскольку эти процессы лежат вне сферы полномочий органов региональной власти и экономических возможностей этих регионов.

Системно проблему можно решить только путем охлаждения российской экономики экономическими мерами, какого-либо локального механизма на уровне субъектов РФ, позволяющего разрешить возникающие проблемы, пока не изобрели.

Николай Карамзин в «Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» описал свой рецепт решения экономических проблем регионов, говоря о губернаторах: «…Дела пойдут, как должно, если вы найдете в России 50 мужей умных, добросовестных, которые ревностно станут блюсти вверенное каждому из них благо полумиллиона россиян…». Однако Карамзин — все-таки историк, а не экономист, да и статус губернаторов, по сути, за эти 200 лет не изменился – они по-прежнему не могут системно изменить жизнь своих губерний, как бы сильно этого ни хотели.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: