Экономические макрорегионы: оценка проекта через призму прошлого и настоящего


Совет Федерации вместе с правительством подготовил и направил в субъекты РФ проект документа по «совершенствованию региональной политики». Проект касается финансовых отношений регионов с федеральным центром. Вместо укрупнения регионов или юридического объединения субъектов – предложение с которым ранее выступила Валентина Матвиенко, предполагается создать экономические макрорегионы.
Смысл в реформировании финансовых отношений регионов с федеральным центром, безусловно есть. Валентина Матвиенко вполне четко дала обоснование к необходимости реформ: из-за бюрократической нерасторопности отдельных ведомств, некоторые субъекты не могут вовремя получить уже утвержденные для них субсидии. Поэтому нужно «внести коррективы и в сами принципы межбюджетных отношений.
Кроме того, не стоит забывать, что в условиях социально-экономического кризиса финансовая несостоятельность отдельных регионов способна привести к существенным политическим последствиям. Особенно в год выборов, когда традиционная пехота «партии власти» – бюджетники, остро чувствуют неустойчивость своего положения. Заставить Минфин, казначейство и Центробанк изменить свой подход к финансированию регионов, видимо, не получается. Задержка трансфертов и субсидий, возможно, рассматривается некоторыми функционерами экономического блока как дополнительный инструмент сдерживания инфляции.
Ведомства, страдающие бюрократией, – федеральные. Поэтому бороться с этой бедой можно только одним способом – перестать гонять значительные суммы собранных в регионе средств в столицу и обратно. То есть проблема не решается созданием ещё одного надрегионального центра перераспределения финансирования. В нем средства будут застревать также как сейчас в федеральном.
Для экономически устойчивых регионов в нынешней ситуации лучший выход – получение дополнительных полномочий вместе с правом на дополнительные налоги. Это сэкономит время, средства и даст регионам инструменты реагирования на новые социальные вызовы. Кстати, уменьшение объемов отчисления средств в центр увеличит число недотационных регионов.
Для тех регионов, где бюджет глубоко дотационен, возможно, конечно введение каких-то чрезвычайных мер управления финансовыми потоками из федерального центра. Иначе люди просто могут остаться без зарплат. За кого они в этих условиях будут агитировать и голосовать? Ответ в зоне риска.
Безусловно, регионы поддержат эту идею в надежде оказаться поближе к своим деньгам. Но пока такой инструмент управления можно только гипотетически предположить. Учитывая отечественную традицию экспериментов в кризисных ситуациях, ситуация в результате может оказаться ещё хуже, чем была. Ведь совершенно непонятно, кому доверят принятие решений. Но, по нашей традиции эксплуатации вертикалей, эти люди, скорее всего, будут спущены сверху, а не подняты снизу. То есть, они не сразу даже начнут ориентироваться в специфике территории.
Напомню, попытки создать экономические сверхрегионы предпринимались в России многократно. В царской России эту роль играли губернии, которые были намного крупнее нынешних областей и республик и более устойчивы экономически. При Хрущеве была предпринята попытка создания экономических сверхрегионов в виде совнархозов. Попытка достаточно здравая по идее, но уткнувшаяся в неготовность экономических властей действовать автономно от партийных и быть выше властей национальных республик. Потом была принята концепция существования и развития на территории СССР экономических районов, объединяющихся общим экономико-географическим положением и единой экономикой. При Горбачеве была выдвинута идея экономического хозрасчета уже на низовом региональном и республиканском уровне. Это тоже была попытка реагирования на неустойчивость управления ситуацией в условиях социально-экономического кризиса. Закончилось всё распадом Союза.
Сегодня впервые федеральные выборы в стране совпали с ситуацией обостряющегося социально-экономического кризиса. В 1999 и в 2011 годах мы были в ситуации выхода из кризиса, сейчас этого пока нет. Поэтому необходимы быстрые и эффективные меры по поддержанию ситуации хотя бы в самых слабых регионах. И вот на этом фоне кто-то предложил попробовать такую реформу. Обычно эксперименты в таких условиях в нашей стране, мягко говоря, дают результат прямо противоположный ожидаемому. Тем более, что любые надстроечные структуры, как и федеральные округа, не прописаны в Конституции.
В наших условиях, возможно, более целесообразно было бы пойти по пути совершенствования Конституции РФ, внесению в неё поправок, совершенствующих федеративное устройство и более четко прописывающих полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Чем меньше совместных полномочий – тем уже зона потенциального конфликта и безответственности. В конце концов – ни одна Конституция не является застывшим документом. Если что-то работает не должным образом – самое время поправить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: