Дотации на особых условиях для восьми субъектов РФ: Минфин приглашает региональные власти к серьезному разговору
Минфин хочет обязать глав восьми регионов лично отвечать за бюджетный дефицит. Как пишет «Коммерсантъ», речь идет о Чечне, Ингушетии, Дагестане, Туве, а также Донецкой и Луганской народных республиках, Херсонской и Запорожской областях. Главы этих субъектов должны будут взять на себя обязательства по снижению разрыва между региональными доходами и расходами. Кроме того, они должны согласовать с Минфином проекты бюджета на 2025 год. За неисполнение этих обязательств регионы могут оставить без дотаций.
Намерение Минфина продиктовано логикой обеспечения финансовой стабильности в РФ. Если есть проблемные точки, которые могут начать дестабилизировать всю конструкцию в целом, то их надо санировать. Это очевидные факты, которые из года в год повторялись. В межбюджетных отношениях всегда имеются некие черные дыры, куда проваливается огромное количество ресурсов без видимого эффекта. И в перечисленных регионах требуется серьезно пересмотреть управление финансовыми потоками. Но у регионов есть возможности, чтобы сопротивляться.
По новым регионам говорить пока сложно, потому что там вообще ничего еще не выстроено. Там персональная ответственность губернаторов понятна, так будет легче все наладить. Если говорить о таких регионах, как Тува, то у Минфина есть и более тяжелое оружие, если глава региона не справляется со своими обязательствами, – это внешнее финансовое управление. Такое в нашей истории было. Это уже чрезвычайное финансовое положение.
Что касается Чечни и Дагестана, то здесь проблематично, потому что оба региона обратятся в Совет Федерации, в первую очередь к президенту РФ, и будут лоббировать неизменность финансовых условий.
Ингушетия примерно на одном уровне с Тувой. Здесь решение возможно. Практика санации таких региональных бюджетов у Минфина уже накоплена. Здесь и объемы трансфертов не сопоставимы с Чечней и Дагестаном, и население этнически более однородное, и уровень коррупции хоть и есть, но все же ниже. Тут больше шансов добиться управляемости.
Тем не менее Минфин высказался. Думаю, направление его деятельности будет продолжаться, вопрос – в какой мере. Возможно, будут более мягкие условия, может, наоборот, ужесточатся. Надо посмотреть, как будет протекать реакция на инициативу. До 18 декабря нужно подписать соответствующие обязательства. Если подпишут, то это один вариант, а если будут сопротивляться и подписывать под давлением президента – другой. Но в любом случае это некое движение к нормализации бюджетного положения в регионах, хотя оно будет сопряжено, на мой взгляд, с трудными политическими ограничениями.
В Минфине сидят умные и опытные люди. Конечно, они понимают, что с шашками на танки бросаться бесполезно. Значит, какие-то предварительные обещания поддержки они имеют. Но это и приглашение к серьезному разговору региональных властей. Возможно, региональные власти переложат на себя ответственность за проведение программы упорядоченности финансовых потоков. Могут быть разные варианты. Для каких-то регионов будет действовать общий порядок, который сейчас предполагают. Может, к ним добавятся еще какие-то. А для каких-то субъектов могут ввести специальные финансовые программы оздоровления.
Природа причин, которые привели регионы к похожей ситуации, может быть различной, поэтому нельзя исключать и отдельных программ упорядочивания бюджетных решений с центром балансировки бюджета внутри. Есть вечно дотационные регионы, которые не блещут внутренней дисциплиной, но при этом всегда закрывают свои бюджетные дыры дополнительными вливаниями из центра. Поэтому проблема существует, возможен индивидуальный подход к решению, но в рамках той логики, с которой выступает Минфин.