Нашей автомобильной отрасли нужен критический импорт через третьи страны


Сегодня российская автомобильная промышленность во многом зависит от импортных комплектующих – и именно от комплектующих западных стран, которые как раз являются основными импортерами санкционного давления. В этих условиях нашим заводам крайне сложно создавать конечную продукцию. Даже если доля иностранных деталей составляет, условно, 10–15% от всего автомобиля, то без этого звена все равно невозможно создать конечный продукт – автомобиль. Как поведут себя иностранные фирмы, вернутся они или не вернутся, никто сегодня не знает, потому что на данный момент имеет место быть не экономический кризис, а геополитический. То есть ситуация будет меняться в зависимости от окончания конфликта.

Я не исключаю, что если все пойдет по позитивному сценарию, то подавляющее  большинство компаний вернутся. Но при этом они уже вернутся с ощущением риска: три рейтинговых агентства (Fitch, Moody’s, S&P) сбросили и рейтинг страны, и рейтинг отдельных предприятий России до «мусорного». А все иностранные компании, прежде чем идти в страну или на предприятия, смотрят именно на рейтинги данных агентств. Как они будут возвращаться – вопрос открытый.

Конечно, российский рынок, в том числе авторынок, достаточно богатый, сюда идут компании, потому что здесь можно хорошо заработать, здесь хороший спрос на продукцию. Но как сейчас поведут себя компании, предугадать крайне сложно.

Правительство будет уделять внимание импортозамещению, это сейчас является одним из основных маневров. Но насколько быстро его можно реализовать, тем более в автомобилестроении – таком высокотехнологичном секторе? Это очень затратный механизм, здесь должны быть соответствующие знания и компетенции, чтобы создать все заменяющие механизмы. Это довольно длительный процесс.

Можно переориентировать логистику на азиатское направление: Китай, Южная Корея, Сингапур, Тайвань. У нас есть заводы с китайским оборудованием и делают китайские автомобили. Здесь вроде бы проблем быть не должно. Хотя Китай, видя некий свой монополизм, наверняка увеличит цены на все детали, комплектующие и тому подобное и может даже скупить эти предприятия и стать уже их хозяином.

В общем, автомобилестроение и авиация – это наиболее критические сектора не только с точки зрения обеспечения производства продукции, но и с точки зрения рынка труда. Если будут останавливаться заводы, значит, последует негативная динамика на рынке труда: будут сокращать людей или вводить неполный рабочий день. А это означает падение доходов населения.

Конкретные регионы сами не смогут поддержать отрасль и предприятия, находящиеся на их территориях. Нужен критический импорт через третьи страны, условно, через Казахстан, чтобы завозить детали, минуя санкционные условия. Таким образом работали и Куба, и Иран, например. Но много не завезешь, я не думаю, что критическим импортом удастся покрыть всю нехватку комплектующих. Нужно менять логистику, выходить на азиатские рынки. Но проблемы все равно возникнут с европейскими странами, которые поставляли свои моторы, например, на КамАЗ, кабины и так далее. Ну и необходимо импортозамещение. Еще раз хочу акцентировать, что это затратный и продолжительный маневр, который так сразу, в течение года или даже двух лет, сделать очень сложно. Нужно время.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: